Восемь камерных спектаклей привезут в Новосибирск на фестиваль-конкурс «Один. Два. Три».
ВСЕРОССИЙСКИЙ фестиваль-конкурс камерных и моноспектаклей «Один. Два. Три» объявил программу четвертого «забега». Постановки, в которых заняты не более трех актеров, будут показаны с 20 по 29 февраля 2020 года на самых компактных сценических площадках города. За девять дней новосибирские поклонники театрального тет-а-тета увидят восемь конкурсных спектаклей со всех уголков России и два гостевых проекта из-за рубежа.
Фестиваль-конкурс «Один. Два. Три» не самый молодой, но, пожалуй, самый скромный театральный форум, рожденный в недрах Новосибирска. Смотр с большими возможностями и миниатюрными предпочтениями ориентируется исключительно на работы малого формата и никогда не претендует на залы-тысячники. Впрочем, и площадки в несколько сотен мест кажутся ему слишком внушительными и неуместными, ибо препятствуют формированию уникального художественного микроклимата. Первые три фестивальных выпуска проходили под крылом Новосибирского государственного театрального института и включали в себя параллельно два турнира — профессиональное состязание и студенческое. Четвертый выход в свет совершается под патронажем молодежного «Первого театра» и Министерства культуры НСО. Из двух подконкурсов остался один — для профи. Но концепция остается прежней: камерность, способ существования зрителя и актера «глаза в глаза» и атмосфера дружеского диалога.
Фестиваль проводится раз в два года и с каждым новым витком обретает все больше поклонников. Если в 2016 году экспертный совет форума рассмотрел только 60 заявок, то в 2018-м претендентов на участие в основной программе было почти 90, что позволило отобрать на суд жюри 20 работ, созданных в различных точках планеты — от Западной Сибири до Гималайских гор. В 2020 году эксперты «Один. Два. Три» побили предыдущий рекорд, рассмотрев 170 заявок из 54 городов — Москва, Мирный, Санкт-Петербург, Хабаровск, Ялта, Нижний Тагил etc. Волевым решением команды специалистов в шорт-лист IV Всероссийского фестиваля-конкурса камерных и моноспектаклей вошло восемь постановок, большинство из которых представляют современную актуальную драматургию и, соответственно, поднимают немало остросоциальных тем.
«Сибирь» по пьесе Феликса Миттерера. Режиссер Роман Каганович. Театр ненормативной пластики, Санкт-Петербург
Точка отсчета — пьеса-монолог современного австрийского драматурга и сценариста Феликса Миттерера. Сибирь — спектакль про одинокого пенсионера, который родными людьми отправлен в хоспис, будто в ссылку в Сибирь. Основная линия повествования спектакля ведется от первого лица. Сознание главного героя отказывается справляться с ситуацией полного одиночества, и на помощь ему закономерно приходит подсознание. Спектакль демонстрирует зрителю причудливое и прихотливое переплетение мира реального и мира фантазий. Порой становится непонятно, где реальность, а где нет. Раз за разом события из реальной жизни вплетаются в фантазийное пространство и наоборот.
«Пилорама плюс» по пьесе Натальи Милантьевой. Режиссер Елизавета Бондарь. Российский государственный академический театр им. Федора Волкова, Ярославль
Спектакль «Пилорама плюс» по пьесе Натальи Милантьевой родился в рамках совместного проекта фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и Первого русского театра после удачно проведенной режиссером Елизаветой Бондарь читки. Эта современная постановка смело, порой даже грубо, в лице простого, но талантливого плотника Сани рассказывает зрителям историю любви. Любви всепоглощающей, стирающей грани реальности, страстной. А также историю тотального одиночества и коммуникативных проблем, которые свойственны не только образованным слоям общества. Главное в спектакле то, с каким высоким градусом чувственности, достойным высокой трагедии, главный герой в исполнении Виталия Даушева отчаянно сражается за свое право любить.
«Коромысли». Режиссер Полина Кардымон. Мастерская Крикливого и Панькова, Новосибирск
«Коромысли» — аудиальный перформанс, в основе которого лежат традиционные фольклорные русские песни и триада вполне научных вопросов: что такое традиционные русские песни сегодня? Можно ли серьезно воспринимать их в XXI веке? Как стереотипы мешают нам наслаждаться? Экспозиция предельно ясна. Девушки-перформеры не разговаривают, но поют, в то время как по экрану бегут их внутренние диалоги. При этом в списке отобранных традиционных фольклорных песен нет ничего знакомого — ни «Во поле березы», ни «Ой, мороз, мороз». Как оказалось, эти песни наши предки не пели. Все, что звучит со сцены, — родное, но незнакомое. Мелодия за мелодией складываются в яркое эмоциональное путешествие от знакомства и разогрева до слез и успокоения. Показ ограничивается 40 минутами. Как утверждают организаторы, «по причине большого эмоционального выплеска: люди за это время успевают испытать такое количество разных эмоций, которые, может быть, за месяц, а то и за год не чувствовали».
«Магазин» по пьесе Олжаса Жанайдарова. Режиссер Дмитрий Зимин. Центр современной драматургии, Екатеринбург
«Магазин» — это не просто спектакль, а настоящая психологическая драма о том, что прячется за прилавками маленьких продуктовых магазинчиков, в складах и на рынках.
О том, как и почему человек превращается в хладнокровное животное, готовое эксплуатировать себе подобных без зазрения совести. О жертвах, становящихся еще более озлобленными и жесткими, чем их господа.
Жуткая история из разряда достоевщины — «тварь я дрожащая или право имею?» Триллер, рассказанный без надуманных рамок и цензуры. Страшный пример человеческой жестокости, основанный на реальных событиях. В центре произведения — хозяйка одного из небольших продуктовых магазинов Москвы, творившая зло во имя своих представлений о добре, и девушки, которых бесплатно заставляли работать — избивали, опаивали и отнимали детей.
«Одуванчики», автор текста Денис Чернышов, хореограф Денис Чернышов, танцевальная драматургия Татьяны Гордеевой. Челябинский театр современного танца, Челябинск
Постановка «Одуванчики» — про армию: танцор и хореограф Денис Чернышов служил в десанте и в своей композиции языком танца модерн рассказывает о буднях простого солдата, передает атмосферу казармы, делится тем, что пришлось пережить. В 20-минутной постановке автор проживает один день в армии и языком танца рассказывает о том, как мгновенно кончается юность, как мгновенно юноша становится мужчиной, о физической боли и желании жить в мире.
«Невидимый слон» по рассказу Анны Анисимовой, режиссеры Елена Кузнецова, Владимир Кузнецов. Театр кукол «Пилигримы», Новосибирск
Спектакль «Невидимый слон»— эксперимент, иммерсивный спектакль по форме «театра ощущений». Главная героиня истории — жизнерадостная девочка. Она живет в своем ярком мире, общается, дружит, мечтает, с любопытством познает окружающий мир, и только в конце зритель понимает, что она не видит. Режиссер Владимир Кузнецов, выстраивая «невидимый» спектакль, ориентировался на детскую аудиторию. Но, как оказалось, во взрослых, у которых уже есть жизненный опыт, эта история, полная ощущений, попадает с не меньшей силой: ведь это огромное счастье — надеть слоновью маску и увидеть безграничный мир, наполненный звуками, запахами, прикосновениями и любовью. Так что посмотреть ее с терапевтической целью стоит всем, от шестилетних до самых взрослых.
«История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» по пьесе Матея Вишнека, режиссер Александр Баргман. «Такой театр», Санкт-Петербург
Талантливый саксофонист, проснувшись утром в своей постели, обнаруживает рядом неизвестную девушку. Совершенно «комедийная» завязка перерастает в историю с множеством сюрпризов, элементами мистики и ребусами, которые может попытаться разгадать зритель, уловив разбросанные в действии подсказки. Кто эта девушка, которая носит с собой будильник, знает ответы на все вопросы, любит Бодлера? Которая учит героя объясняться одним звуком, ухаживать за невидимыми животными, слушать тишину? Которая рядом с ним, даже если ее нет? Вероятнее всего, вы разгадаете ее личность уже в середине, но скучно не станет, потому что эта интрига — главная в жизни человека. Знакомый Новосибирску режиссер Александр Баргман говорит о серьезном и грустном легко, его герои протанцовывают спектакль на цыпочках, как два солнечных зайчика в темном пространстве зала, где всей сценографии — несколько ламп и дюжина пустых коробок в углу. Он обезоруживающе обаятелен, она — красива и эталонно женственна.
«Говорит Москва» по пьесе Юлии Поспеловой, режиссер Александр Ряписов. Творческое объединение «ГранАрт», Нижний Новгород
«У дороги, над ручьем, дерево в печали — птицы, что гнездились в нем, все давно умчали...» — поет Наталья Кузнецова на идиш в своем новом спектакле по пьесе Юлии Поспеловой «Говорит Москва», помогая зрителям найти верный тон, каким можно и нужно говорить об СССР. В основе пьесы книга Светланы Алиллуевой «Двадцать писем к другу». Уникальный голос актрисы и ее умение точно схватывать характеры самых разных людей позволяют создать многоголосый хор, хор — воспоминание, хор — исследование памяти. Этот хор и есть «Говорит Москва».
Офф-программа фестиваля-конкурса «Один. Два. Три», которую курирует петербургский театровед и продюсер Ника Пархомовская, на этот раз будет иностранной. Дополнительный блок откроет оригинальный финский социальный проект The Days с участием профессиональных танцовщиков и пенсионеров-любителей, а продолжит швейцарский танц-перформанс Buzz Riot. Еще одним нововведением фестиваля 2020 года станет профессиональная программа — помимо самых актуальных европейских спектаклей и обсуждений со зрителями состоятся мастер-классы для театральных деятелей. Финская хореограф и танцовщица Мария Нурмела проведет воркшоп по сценическому движению и работе с непрофессионалами, а швейцарский перформер Руди Ван Мерве организует занятие по двигательным практикам и современному танцу.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»