Артисты ансамбля ранней музыки Insula Magica в первый день ноября провели лекцию-концерт «Величие струны» с рассказом о лютне — в рамках нового образовательного цикла «Все о музыке» на Круглой сцене концертного зала имени Арнольда Каца. Руководитель ансамбля Аркадий Бурханов пояснил возникновение этого нового проекта возможностью ответить на неизбежно возникающие у слушателей вопросы и более полно обсудить нюансы исторического исполнительства.
На 86-й филармонический сезон запланировано пять концертов-лекций цикла «Все о музыке», а его начало было положено в октябре этого года художественным руководителем филармонии Владимиром Калужским, поведавшим слушателям о «Маршрутах великих музыкантов». Следующая лекция-концерт с тематической визуализацией «Пешком, верхом, в карете» объединила музыку Баха, Генделя, Вивальди и Моцарта, исполненную альтистом Ильей Тарасенко и пианисткой Татьяной Шевченко. Далее слушатели познакомятся и с другими маршрутами», в программе «От почтового дилижанса к железной дороге». Новый проект включает также Концерты-лекции под названием «Тайны музыкальных прощаний», в одной из которых, конечно же, прозвучит загадочная «Прощальная симфония» Гайдна.
Аркадий Бурханов в февральской серии цикла предложит обсудить «Загадки барокко», а участница ансамбля Insula Magica Анна Недоспасова в январе поведет речь о своем любимом клавесине, отсчитывая от него начало великого фортепианного пути. Такими будут следующие программы образовательного цикла «Все о музыке».
Что же касается «Рассказа о лютне», он включал в себя интереснейшие сведения об этом
старинном струнном щипковом инструменте, а также его прародителях — кифаре и лире, по легенде сделанной из черепашьего панциря в незапамятные времена младшим братом бога Аполлона Гермесом. Древние авторы описывают лиру как инструмент Аполлона и его муз, способный умиротворять, умягчать, ублажать самых грозных богов с их боевыми природными атрибутами (недаром слово «лирика» означает на греческом ««исполняемый под звуки лиры, чувствительный»), и пришедшим на концерт-лекцию о лютне довелось увидеть изображение черепашьего панциря на добром десятке инструментов. А на одном, еще не освоенном для концертирования, даже панцирь броненосца.
Филармонический ансамбль ранней музыки Insula Magica — нет, еще не полвека, но уже приближаясь потихоньку к этой цифре, перешагнув свое 40-летие — постоянно приглашает слушателей в тот самый мир, где царят лютня и клавесин, старинная флейта, готическая арфа и еще множество диковинных на сегодняшний день инструментов. Коллекция старинных раритетов ансамбля насчитывает едва ли не сотню редких названий. Среди них многочисленному и многообразному семейству лютневых отведено почетное место.
Слушатели получили ответы на все свои вопросы (к примеру, сколько струн на лютне или теорбе), узнали и о том, играл ли на лютне великий Иоганн Себастьян Бах, и в каких странах, и под какими именами можно встретить представителей почетного лютневого семейства. Турецкий саз или арабский уд, распространенные в странах Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, в Сирии, Египте, Греции, тоже стали участниками бенефиса лютни. Как и величественная теорба (она же китарон), в этом своем имени указывающем на родство с мифологической кифарой.
Пока что молчаливым персонажем оказалась в кругу своих подруг барочная лютня, но ее технические проблемы несомненно в ближайшее время будут разрешены, как и проблемы некоего «призрака» лютни. Это заготовка будущей прекрасной модели, которую заботливо, совсем как папа Карло, мастерит музыкант ансамбля, тоже гитарист и лютнист по совместительству — изготовитель раритетных музыкальных инструментов Сергей Адаменко. Вместе с Аркадием Бурхановым, только успевавшим менять свои чудесные лютни и Анной Недоспасовой за готичской арфой они составили отличную группу для исполнения музыки ХV-ХVII столетий, которую создавали и сами исполняли в то время выдающиеся прославленные лютнисты и композиторы: итальянец Франческо да Милано, которого современники звали «божественным». Винченцо Галиле́й, отец знаменитого физика и астронома Галилео Галилея, активный участник Флорентийской камераты, составивший первую полноценную школу игры на лютне.
И вот на Круглую сцену выходят вокалисты Ансамбля: Елена Кондратова, Екатерина Батенева, Иван Ткаченко. Без них невозможно исполнение так называемой лютневой песни, просуществовавшей на английской почве всего четверть века, но оставившей несомненные маленькие шедевры. Джон Доуленд — английский композитор, певец, поэт, лютнист елизаветинской эпохи известен как создатель «меланхолических песен» и столь же «меланхоличного» инструментала. Его оттеняют пьесы испанца Алонсо Мударры, итальянца Франческо Корбетты, виртуозов-гитаристов…Гитара и лютня — это особая тема для обсуждения, зачастую приходится слышать об их тесном родстве. Освещение этого вопроса Аркадий Бурханов оставил на будущее. И это не заявленная пока в образовательном проекте встреча с публикой. Но она вполне может состояться, учитывая пожелания слушателей.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото: Новосибирская филармония
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирский Камерный оркестр: сезон без дирижера, но с успехом
Новосибирский фильм «Люба» стал победителем фестиваля «Голос Евразии»