Игорь Караулов: Наиболее искренним публике кажется наиболее фальшивое

0
138

В конце прошлого года в Новосибирске прошел Всероссийский литфестиваль «Белое пятно». Одним из главных его участников стал известный столичный поэт, публицист и переводчик Игорь Караулов, автор четырех поэтических книг. С 2022 года Караулов примыкает к литературному движению Z-поэзии (поэзия СВО) и признается одним из лучших авторов в этом объединении. С Игорем Александровичем на «Белом пятне» пообщался наш корреспондент.

— Вот уже третий год Россия ведет СВО. Как изменилась роль поэзии, в современном обществе, ощущаете ли вы смену оптики у коллег по литцеху? О чем пишете в последнее время сами?

— Прежнее поэтическое сообщество раскололось, одни поэты еще глубже ушли в свою тусовку, другие вышли вон из этого сообщества и оказались перед лицом «простого читателя». Почти три года продолжается наше взаимное знакомство, и мне эта новая, внецеховая публика нравится. Более того, мне кажется, все больше авторов поворачивается лицом к стране, к истории, к современности, исчезает страх перед прежними заправилами литпроцесса.

Я пишу в принципе о том же, о чем писал раньше, — о себе и о мире вокруг меня; если я пишу об СВО, это значит, что СВО еще идет. Но я пишу и о многом другом.

— Способны ли стихи облагораживать? Как на вас воздействует поэзия?

— Хотел ответить наперекор общему мнению: мол, какое благородство, среди поэтов одно пьянство и мелочная зависть, но вспомнил новосибирца Андрея Ложкина, основателя конкурса имени Высоцкого, для которого поэзия стала основой духовного возрождения. На меня стихи воздействуют по-разному. Одни раздражают, другие заставляют чуть-чуть поплакать, третье восхищают, четвертые оставляют равнодушным.

— «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — как сегодня прокомментируете Некрасова?

— Начинающий поэт совсем не обязан быть уже готовым гражданином, гражданская зрелость может прийти и позже поэтической. Но к моему возрасту, если ты лишен мысли гражданской, то ты, пожалуй, не поэт, а дурак.

— Без чего беллетристике не стать литературой?

— Без представления об иной реальности, которая скрывается за реальностью видимой, порой просвечивая сквозь нее.

— Прозаики ставят перед собой задачу создания нового архетипа. А поэты?

— А поэта определяют три вещи: свой путь, свой мир, свой язык. Причем первое, а отчасти и второе выходит за рамки текста как такового.

— Образование — важная составляющая для любого человека, особенно творческого.  Но, с другой стороны, все признают, что на поэта нельзя научить. Где золотая середина в этом вопросе: где и у кого учиться поэту? Как подготовить сегодня хорошего писателя?

— Как говорил великий Туркменбаши, «только туркмен может сделать туркмена туркменом». Лучше всего, когда поэт учится у своего любимого поэта. Это и есть традиция в буквальном смысле: передача от сердца к сердцу.

— Что такое счастье? Когда эйфория больше — в процессе создания текста или сразу после его написания?

— Счастье — это когда никому нет до тебя дела, но тебя это не напрягает. После написания от текста есть удовольствие, когда он всем вдруг понравился. Но вот парадокс: как правило, такие тексты тяжело пишутся и кажутся отходами производства.

— Творчество — уход от реальности. А что не так в жизни вокруг?

— Да нет, не уход. Наоборот, врубание в реальность. И попытка ее дополнить на основе того, что ты о ней понял.

— Современные поэты кормят себя и семьи не стихами. И работают кто кем: библиотекарем, преподавателем, журналистом, экскурсоводом, врачом, юристом… Самая подходящая профессия для поэта — это? Кто ближе к поэту — ювелир или полководец?

— Из врачей получаются поэты — юмористы или зануды. Хорошие поэты выходят из математиков. Я по образованию географ, больше всего работал переводчиком, сейчас меня кормит журналистика. Все равно в поэзии я верен географии и вообще естественным наукам. Ювелиров и полководцев среди поэтов не знаю.

— Как вы думаете, будут ли люди через полвека писать стихи?

— А куда они денутся? Но им придется безнадежно соперничать с машинами. Так что сидеть им без поэтических премий.

— За каким направлением ближайшее будущее? За короткой прозой, романом или повестью?

— В прозе — за романом и будущее, и настоящее. Людям хочется, чтобы текст увлекал и долго не кончался.

— Как не заблудиться в мире, где «все дозволено»?

— Осознать, что все дозволено не только тебе.

— С кем из литераторов XIX-XX веков мы бы хотели оказаться за одним столом?

— С Михаилом Михайловичем Пришвиным. Серьезный интерес к литературе начинался у меня в том числе с дневников Пришвина. Он дает нам уникальный пример независимого писателя, прожившего всю жизнь в складках эпохи, одновременно и не работавшего на пропаганду, и не противостоявшего власти. Он создал концепцию творческого поведения: как надо жить, мыслить, проводить свое время, чтобы у тебя что-то получалось в литературе. И он удивительно долго сохранял способность развиваться, меняться. Так что нам было бы о чем поговорить.

— Как меняются основные задачи искусства со времен Аристотеля? Чеховскому Треплеву нужны были новые формы. Кому они сейчас нужнее — творцам или публике?

— Новых форм требует логика развития искусства. А публике они даром не нужны. Отсюда выбор для творца: отдаться этой логике или ублажать публику. Хорошо бы найти третий путь, но это сложно.

— Зачастую человек, приобретая известность, становится заносчивым — почему так происходит? Знаете ли исключения?

— Ну всем же хочется возгордиться, дай только повод. Есть исключения. Например, я заносчив, но не очень известен.

— Поэту необходимо быть искренним. Но как быть с тем, что правда у каждого своя?

— Заметил, что наиболее искренним публике кажется наиболее фальшивое. Есть некий стандарт искренности, которому не каждая личная правда соответствует. Приходится слыть неискренним, но следовать своей правде.

— Есть такая фраза: «Разум может ошибаться, а сердце — никогда». Прокомментируете на примерах из собственной жизни?

— Я ошибаюсь и разумом, и сердцем. Меня спасает милосердие судьбы и окружающих.

— Какая житейская мудрость открылась вам далеко не сразу?

— Что равнодушие встречается чаще любви и неприязни.

— Писательство — сбор и анализ материала, письмо и редактура, всевозможные переговоры… А жить когда?

— Да я не занимаюсь писательством. Поэтому живу.

— У нынешних прозаиков большой интерес к советскому прошлому: вспомним романы «Обитель», «Каменный мост», «Авиатор», «Истребитель»… А поэты в основном описывают реальность. Почему так?

— Дураки потому что. Без внимания к истории крупного поэта нет.

— Одна из главных проблем в нашей некогда литературоцентричной стране — слишком медленное сближение писателей с читателями. Что готовы предложить в качестве решения?

— Мне кажется, поэтов должно взять в оборот общество «Знание» и возить по стране, как оно возит лекторов. К оленеводам пусть везет, на дальние заставы. Кстати, платят они хорошо, поэты голодать не будут.

— Существуют компьютерные программы, способные рифмовать со смыслом, то есть создавать что-то подобное стихам. Сможет ли когда-нибудь компьютер заменить поэта? И что тогда делать творческим людям?

— Некоторые поэты пишут так, как будто сами пытаются заменить компьютер. Думаю, стихопродукция компьютера даже может войти в моду, например, в силу особой суггестивности. Но стихи ручной работы, как и обувь ручной работы, тоже найдут свою нишу.

— Слово — серебро, а молчание — золото. Сила слова уступает силе поступка. А в чем же тогда привлекательность писательского труда?

— Попытаться придать слову силу молчания. Дерзкая задача, если подумать.

— Одно из заблуждений юности — что жизнь длинна. А какие заблуждения у зрелости?

— Что ты поумнел.

— Все проходит. И, похоже, эпоха бумажных книг близка к своему завершению. А что придет ей на смену?

— Нет, бумажные книги будут всегда. Мы уже четверть века с ними прощаемся. Но они не уходят.

— Ваш любимый сказочный герой?

— Незнайка.

— А теперь несколько вопросов в формате блиц. Пушкин или Лермонтов?

— В детстве Лермонтов, сейчас Пушкин.

— Красное или белое?

— Белое.

— Море или горы?

— Море у подножия гор.

— Утро или вечер?

— Утро.

— Молодая или красивая?

— Красивая.

— Крым или Москва?

— Москва.

— Что вы сделали единственный раз в жизни?

— Выкурил сигарету (с табаком).

— И снова серьезные вопросы. Что вы познаете в себе через литературу?

— Нереализованные возможности.

— Сейчас популярна серия «Жизнь замечательных людей». Чья биография вам интересна для своего исследования?

— Опасно отвечать. Я когда-то хотел написать биографию Алистера Кроули, но не дали. Потом мне заказали биографию Зинаиды Гиппиус, но тут у меня дело не пошло…

— Как прокомментируете деятельность «Союза 24.02» и его предложение присоединить писателей к Минобороны?

— Союз получился веселый, и это главное. В минобороны писателям всяко будет не хуже, чем в минцифры.

— Что можете простить талантливым коллегам: пьянство, лень, невежество, эгоизм?

— И похоть, и обжорство, и храп во сне. Все, кроме злобы и зависти.

— Представьте: летят в самолете прозаик, поэт, драматург, переводчик, критик. А на всех только два парашюта. Кому бы их выдали?

— Драматургу; театры жалуются, что ставить нечего. А второй себе, конечно.

Юрий ТАТАРЕНКО, специально для «Новой Сибири»

Фото из личного архива Игоря Караулова

Ранее в «Новой Сибири»:

Презентация на «Новосибирске Главном», русская разобщенность, Новый год и Высоцкий

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.