Авторские вечера ведущих композиторов города в Камерном зале Новосибирской филармонии стали уже традицией. Героем такого недавнего творческого вечера стала Ираида Сальникова, лауреат международных и всероссийских конкурсов, автор музыки к масштабным проектам, ставших событием в культурной и общественной жизни не только Новосибирска, но и всей страны. Ее кантаты «Александр Покрышкин» и «Заступник земли Русской», оратория «Святой Владимир — Креститель Руси» были представлены к памятным датам на самых престижных сценах города, на площадках городских праздников, транслировались на всероссийских телеканалах.
Заявленные полтора часа растянулись на два с лишним — и это неудивительно. Все же в концерте участвовало более сотни исполнителей: профессиональные музыканты, учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы, молодежные и детские хоровые коллективы. А также хоровая капелла филармонии. В программу юбилейного концерта вошли сочинения разных жанров: вокальная, инструментальная и хоровая музыка, романсы и дуэты на стихи Есенина, Бунина, Козлова, Фета, духовные песнопения, концертные пасхальные песни, фортепианные и скрипичные пьесы — победители конкурсных соревнований. Конечно, Камерный зал не мог представить крупных монументальных произведений композитора, воплощенных в свое время на оперной сцене, и все же видеофрагмент давал возможность домыслить увиденное.
Ираида Сальникова — преподаватель, композитор, член Союза композиторов России. Она жена священника новосибирской епархии Дмитрия Сальникова — руководителя отдела по культуре новосибирской митрополии. В ее активе немало замечательных произведений для детей и молодежи — поэтому наряду с Новосибирской хоровой капеллой в концерте участвовали детские и молодежные хоровые коллективы Новосибирска. В завершение вечера в исполнении сводного детского хора прозвучал гимн детского хорового фестиваля «Христос, Весна, Победа!»
Ираида Петровна ответила на несколько вопросов нашего корреспондента, что позволило лучше понять творческую мастерскую композитора.
— Все чаще можно слышать, что вся музыка уже написана. Что вы об этом думаете?
— Можно продолжить аналогию: все стихи или вся проза уже написаны. Но многие авторы, поэты или прозаики берут одинаковые сюжеты и по-своему их раскрывают. Есть излюбленные поэтические образы и литературные сюжеты, которые волнуют авторов в разные века. Каждый человек — личность, и это радость — и в то же время большая ответственность — быть творцом произведений, иметь возможность транслировать свои мысли, по-своему трактовать образы. Это касается и музыкального языка. Он, конечно, меняется, часто усложняется. Композитор самостоятельно решает из своих предпочтений, какой использовать инструментал, в какой технике писать.
— Что может стать импульсом для создания новых произведений?
— Трудно ответить на такой вопрос. Слишком сложен этот процесс: перевода вербального в невербальное, например. Если музыка связана со словом, поэзией, то конечно, поэтическая красота, образы могут дать толчок воображению. Помогают в своем роде все виды искусств: живопись, литература, поэзия, музыкальные произведения великих мастеров. Исторические события, конечно, также влияют на автора. Но в конечном итоге все субъективно.
— Как же происходит рождение музыкальных образов, музыкальных фраз?
— Здесь творческая работа сочетается с технической. Отбор музыкального материала занимает значительную часть времени. Ведь необходимо найти именно эту, единственную интонацию, которая воплощала бы данный образ. Успех этой работы и приведет к оптимальному варианту, к которому стремится композитор.
— Ваши замыслы остаются неизменными или «редактируются» в процессе работы?
— Конечно, идеально было бы, когда замыслы сразу воплощаются в нужную форму. Но бывает и по-другому. Есть такой предмет у студентов-инженеров как сопромат. Сопротивление материалов — один из сложных предметов в университетах. Можно сказать, что и музыкальный материал не так прост, как кажется. И где-то приходиться преодолевать трудности, работать с материалом, добиваться законченности форм и образов. И изучая историю музыки, мы узнаем, как многие композиторы частенько возвращались к своим произведениям, перерабатывали их, возникали различные редакции того или иного произведения.
— Интересно, откуда вы ведете свою композиторскую школу?
— В 1985 году в Хабаровске гастролировала Хоровая капелла из Ленинграда (Художественный руководитель Владислав Чернушенко). Первую часть гастрольного репертуара составляли произведения советских композиторов: Свиридова, Щедрина, Слонимского, Файлика, Ельчевой.
Именно Ирине Михайловне Ельчевой я была представлена. Будучи студенткой первого курса музыкального училища, я исполнила свой вокальный цикл на стихи русских поэтов, и благодаря именно ей утвердилась в своем желании стать композитором. Ирина Михайловна была замечательным композитором, пианисткой, фольклористом, этнографом.
Когда я училась на третьем курсе, в училище пришел композитор Александр Новиков, выпускник нашей консерватории, класс Юрия Павловича Юкечева. При его содействии была написана музыка к спектаклю «Таланты и поклонники» Хабаровского театра драмы, программа к поступлению в консерваторию. В 1988 году я поступила в Новосибирскую консерваторию в класс профессора Юкечева. Юрий Павлович выпускник Ленинградской консерватории, учился в классе Ореста Александровича Евлахова, который был учеником Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Интересно узнавать «композиторскую родословную». Здесь есть всеми нами любимые имена Лядова, Римского-Корсакова и многих-многих других...
— Чайковский говорил о музе, не любящей ленивых. Вы каждодневно работаете как композитор?
— С утверждением Петра Ильича Чайковского невозможно поспорить. Это так. Труд композитора, пожалуй, один из самых сложных среди творческих профессий. Создать произведение, «придумать»— это только начало. Важно его записать. Необходимо учесть весь исполнительский состав: будь это оркестр, хоры, солисты. Каждый инструмент имеет свои исполнительские особенности, которые нельзя игнорировать. Кроме творческой, очень много технической работы: работа с партитурой, партиями, клавиром. И да, конечно, следуем советам Петра Ильича: необходим строгий режим работы при написании больших проектов. Порой не хватает 24 часов.
— Персонажи русской истории, лирические герои русской поэзии, церковные религиозные сюжеты, воплощенные в вашей музыке, — это связано с вашими личными интересами или поступившими заказами?
— Несомненно, музыку нужно писать ту, которая интересна тебе как автору. Этот интерес, свои чувства можно передать исполнителям и слушателям. В процессе работы над историческими и духовными проектами, узнаешь много нового, страницы истории оживают в музыкальных образах. В нашем театре оперы и балета были поставлены четыре постановки: кантата «Заступник земли русской», оратория «Святой Владимир— Креститель Руси», оперы «Рождество», «Последний царь». В процессе работы я изучала большое количество исторических материалов, литературу, поэзию, для того, чтобы музыка органично вплеталась в исторический контекст.
Хоровая капелла и симфонический оркестр Новосибирской филармонии в 2013-м году исполнили кантату «Александр Покрышкин» на стихи Владимира Берязева. Премьера была посвящена 100-летию со дня рождения нашего земляка, трижды героя Советского союза, это сочинение было заказом Министерства культуры Новосибирской области. Работу над музыкальным текстом предваряла кропотливая работа над историческими материалами. Были прочитаны книги, изучены материалы, просмотрены фильмы и архивные документы. Считаю за честь писать музыку к духовным и историческим проектам, о наших героях, которыми гордится наша страна.
— Ваша музыка тесно связана со словом. Это равноценный союз?
— У меня есть инструментальная музыка, не связанная со словом: камерные произведения, симфонические, балет «Дюймовочка». Но основная часть произведений да, связана с литературным или поэтическим текстом. Это оперы, кантаты, оратории. Духовные произведения. Романсы, дуэты... В русской классической традиции важен пиетет слова. Как писал Федор Тютчев:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Для меня очень важен текст, с которым я работаю. И всегда стараюсь выбирать ту литературную или поэтическую основу, которая соответствует моим мыслям, убеждениям, устремлениям.
— Как появилась в вашем творчестве церковная музыкальная традиция? Исполняются ли ваши сочинения в храме?
— В первый раз я услышала профессиональный духовный хор в 1986 году. Это была пластинка, посвященная 70-летию Патриарха Пимена. Песнопения исполнял хор под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Меня, студентку музыкального училища, поразила удивительная красота духовных песнопений. Особенно запомнилась Херувимская песнь Старо-Симоновского монастыря в гармонизации Павла Чеснокова. Необходимо отметить, что в то время русская духовная музыка была еще под запретом, не было в доступе ни книг, ни нот... Время шло, и на третьем курсе консерватории я решилась написать Литургию св. Иоанна Златоуста. Обратилась за благословением к Митрополиту Тихону. Для изучения музыкальных церковных традиций Владыка Тихон посоветовал обратиться к архимандриту Матфею и Сергею Зосимовичу Трубачеву— дирижеру, композитору и к тому же зятю отца Павла Флоренского. Моя поездка в Троице-Сергиеву лавру была незабываема. Итогом поездки стал сформированный духовно-музыкальный идеал, к которому необходимо стремиться.
Нашим небольшим ансамблем хора собора святого Благоверного великого князя Александра Невского мы исполнили мною написанную Литургию митрополиту Тихону. Он благословил ее исполнять на службе. Позднее я сделала переложение Литургии для женского хора. Ее замечательно исполнил женский хор Новосибирского музыкального училища под руководством Людмилы Максимовны Школьной. Потом было написано Всенощное бдение, исполненное профессиональными музыкантами. Очень часто во многих городах России исполняется на службах и на концертах «Хвалите имя Господне» — сочинение, написанное для хора «Лествица», регентом которого я была. Это хор храма Рождества Иоанна Предтечи в Куйбышеве Новосибирской области.
— Вся ваша музыка исполняется? Ничего не остается в столе?
— Для композитора очень важно, чтобы музыка исполнялась. Композитор не художник, и повесить, например, партитуру на стену — это не выход... Поэт или писатель может прочесть свой текст... Композитор может только приблизительно «проиллюстрировать» какое-то масштабное произведение.
У меня есть, конечно, не исполненные произведения. Часто по объективным причинам последних лет. Не поставлен балет «Дюймовочка», зато прекрасно исполнил сюиту из балета Симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии. А в Хабаровске по музыке к балету была сделана «Сказка с оркестром» для детского симфонического абонемента. Не исполнена опера для детей «Бэмби. Лесная сказка». Мною была сделана сюита по этой опере для оркестра, но из-за пандемии концерт был отменен. Ждет своего исполнения оркестровое произведение «Лабиринты времени»...
— Что сейчас просится в музыку?
— Недавно закончила музыку к фильму ГТРК Новосибирск «Вера: Крест Сибири». Хор на стихи Блока «Русь моя» исполнил в фильме детский хор «Звонница» — из числа воспитанников Православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского и «Песнь» для струнного оркестра — Камерный оркестр Новосибирской государственной филармонии. Поэтому, сейчас время небольшого отдыха, хотя... у композитора музыка звучит практически всегда.
— Вам важно, понравится ли ваша музыка?
— Конечно, очень радостно, когда то, что ты делаешь, находит отклик у слушателей! Для меня было очень ценно то, что после премьеры кантаты «Заступник земли русской», зрители говорили, что эта музыка пробудила в них интерес к русской истории, житию Преподобного Сергия Радонежского. Здорово, когда через твою музыку, музыкальные образы к людям приходит понимание себя в мире, появляются духовные ориентиры.
Очень трогательно звучат духовные концертные песни в исполнении детских хоровых коллективов. На моем творческом вечере дети сами выбирали программу своих выступлений. Чувствуется, что детям нравится петь мои рождественские и пасхальные песни на стихи русских поэтов. Темы самых важных событий в истории человечества находят отклик в их сердцах. В этом огромная радость и благодарность для автора.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Ранее в «Новой Сибири»: