Иван Ткаченко и волшебный остров, где утешают музыкой

0
431

Сразу два юбилейных концерта этим майским вечером состоялись в Новосибирской филармонии — уравновешивая один другой, представляя два полюса концертной жизни. Конечно, в разных залах и с разным составом исполнителей, с разной музыкой, в конце концов, разделенной столетиями. Блестящее музыкальное шоу контрастировало с образовательно-познавательным погружением в историю музыки. Полнокровное ощущение жизни народных и современных песен, джазовый креатив — с аскезой и строгостью церковной традиции и меланхолией лютневой песни.

На круглой сцене Концертного зала имени Каца праздновал 20-летие работы в Новосибирской филармонии аккордеонист-виртуоз, настоящий музыкальный кудесник Владимир Никулин со своими коллегами, а на другом полюсе находился ансамбль ранней музыки Insula Magica и ее солист Иван Ткаченко, специализирующийся на музыке XVI-XVIII веков.

***

Концертом в Камерном зале филармонии отметил свой полувековой юбилей Иван Ткаченко, чей баритон можно услышать в храмах и на концертных сценах, причем не только в Новосибирске. Увлеченный изучением и открытием музыки далекого прошлого, он исполняет практически забытые сегодня произведения. Также Иван основал и свой ансамбль Consolatio Musicae, который несложно найти в YouTube. Обитая на просторах интернета, он лишь изредка показывается на живых концертах, однако юбилейный вечер лидера как раз стал таким важным поводом для его сценической материализации.

В своем стремлении донести до слушателей раритеты музыкального прошлого Иван Ткаченко собственноручно делает переводы старинных манускриптов, стихотворных текстов итальянских, немецких, английских мадригалов и песен. Эти переводы текстов, выполненные юбиляром, можно было видеть во время концерта на экране сцены.

Пожалуй, каждый музыкант мечтает о концертной программе, в которую вошли бы произведения особенно им любимые, к которым он трепетно относится, — но это не всегда возможно на практике, не всегда может собраться соответствующий состав исполнителей. И вот — юбилей помог осуществить такую мечту Ивану Ткаченко. Insula Magica сделала ему такой подарок — доверила концерт. Юбиляр сам составлял программу из своих любимых произведений, которые вполне заслуживают того, чтобы звучать на широкой концертной эстраде, хотя среди композиторов концерта оказалось много незаслуженно забытых имен.

Одно из них — Николаус Брунс. С его кантаты для сольного баритона, облигатной скрипки и органа «Готово сердце мое» концерт начинался, его же музыка концертную программу завершала.

— Так получилось, что этот автор стал одним из моих любимых композиторов эпохи барокко ХVII века, — рассказывает Иван Ткаченко, — исполняем мы его уже, наверное, полтора десятилетия. Первое исполнение его кантаты, к сожалению, не прозвучавшей пока у нас, происходило под руководством замечательного скрипача из Санкт-Петербурга Владимира Шуляковского. Он большой фанатик этого композитора, и я его в этом поддерживаю. До нас дошло всего 12 кантат и 5 органных произведений Николауса Брунса, вся его камерно-инструментальная музыка утеряна. Он был любимым учеником Дитриха Букстехуде, умер очень молодым — в 31 год. И среди этих кантат три написаны для баса. Две я уже исполнил, третья на очереди, концерт завершает кантата под названием «Время моего отшествия пришло» для четырех вокалистов, пяти облигатных струнных и бассо-континуо.

Многие произведения концерта звучали впервые в Новосибирске, и среди них — мировые премьеры. Да, и такое, оказывается, может происходить с музыкой, рожденной не одно столетие назад. Коллеги юбиляра — солисты филармонической капеллы исполнили хоровую миниатюру «Утром» современного композитора Габриэля Джексона на слова Уильяма Блейка. А именинный стих художественного руководителя и главного дирижера капеллы, посвященный юбиляру, констатировал, что «…Он рыцарь творчества и изыскатель. Он интеллект. Он звука музыки копатель…» В этом поздравлении также упоминалось об «утешении музыкой».

Если Insula Magica в переводе с латыни означает «Волшебный остров», то Consolatio Musicae переводится как «Утешение музыкой», — именно так назвали себя коллеги Ивана Ткаченко, объединившись в мадригальный состав для исполнения не часто звучащих вокальных шедевров ХVI-ХVIII веков. Это название ансамбля перекликается с «Утешением философией» позднеримского философа Боэция. Выйдя на сцену, этот состав открыл для публики мадригал Марка Анионио Индженьери, капельмейстера Кремонского собора, на текст из знаменитой рыцарской поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд».

— По всей видимости это у нас небольшая мировая премьера, — комментирует юбиляр, — потому что это сочинение никем не было записано. Довольно интересная история: при Мантуанском дворе было нечто вроде творческого соревнования, с промежутком в год сразу три композитора-мадригалиста написали мадригалы на один и тот же текст. Сборники вышли с разницей в год. И Марк Антонио Индженьери был первым в этом ряду. Но двум другим версиям повезло больше, особенно третьей, что исполняется чаще всего. И вот сегодня мы исправляем эту несправедливость, знакомим с этим прекрасным мадригалом. Исполняем также мадригал его ученика, великого Клаудио Монтеверди «Жестокая Амарилли». Он совсем не случайно появился в нашей программе. Пожалуй, это самый любимый мой мадригал. С него начинался ансамбль Consolatio Musicae, еще когда он имел другое название. И собрал я его после своей поездки в Австрию на барочные классы, где впервые этот мадригал был исполнен. Совсем в другом составе.

И еще одно произведение вы можете услышать в исполнении нашего ансамбля. В свое время для нас это было своего рода выходом из зоны комфорта. Все же изначально мы ориентировались на исполнение музыки а capella, церковной и светской ХVI-ХVIII веков. А это произведение написано в самом конце ХVII века очень интересным композитором по имени Изабелла Леонарда, четырехсотлетие которой отмечалось в 2020 году. Изабелла была аббатисой монастыря и всю жизнь писала музыку, у нее очень много произведений — в основном церковных, конечно. Мы исполняем ее Литанию с органом, в максимально приближенном к оригиналу составе.

***

В программе бенефиса Ивана Ткаченко кантаты эпохи барокко — итальянские и немецкие — соседствовали с ренессансными английскими лютневыми песнями, итальянскими мадригалами, и даже оперой! Старинная музыка звучала на концерте, как это обычно происходит у Insula Magica, в сопровождении оригинальных копий старинных инструментов соответствующего времени: лютни и теорбы, виолы да гамба, различных флейт, органа и клавесина…

Ансамбль, ставший родным для Ивана Ткаченко, где он сейчас реализует свои творческие возможности, не отказал себе в удовольствии исполнить фрагменты одной из самых любимых и часто исполняемых программ музыки английского ренессанса, в частности, английские лютневые песни, среди которых есть незаслуженно забытые шедевры.

— Жанр лютневой песни просуществовал всего 25 лет в истории, — говорит руководитель Insula Magica Аркадий Бурханов, — но оставил глубокие корни в мировой и, соответственно, английской культуре. «Во тьме оставьте меня» — один из песенных шедевров Джона Доуленда, который был, как известно, меланхоликом, у него веселых песен в принципе нет, но очень глубокая проникновенная философская музыка.  Для поздравления мы выбрали все же более веселую песню — «Скажи, Остроумие, что привлекло тебя сюда…»

Нелишне заметить, что Иван Ткаченко сотрудничает со многими коллективами, которые с удовольствием его приглашают. И в качестве солиста, и в качестве хормейстера. Одна из страниц его биографии связана с хоровым ансамблем «Маркелловы голоса», который также стал участником юбилейного вечера, пришел поздравить коллегу, благодаря чему публика смогла услышать музыку легендарной оперы Клаудио Монтеверди «Орфей». Оба ансамбля и герой вечера в свое время затратили немало усилий на освоение этой музыки великого итальянца, стоявшего у истоков оперы. «Орфея» называют едва ли не самым значимым произведением на тему известного мифа, этом величайшем музыканте, певце, воздействовавшем на все живое, — магии его искусства покорялись не только люди — звери и птицы.

— Ансамбль «Маркелловы голоса» совершенно особое место в моем сердце занимает, потому что это начало моей музыкальной карьеры, — признается Иван Ткаченко, — и в филармонии, и вообще в моей жизни. И именно это произведение стало для меня творческим трамплином, работа над ним на очень многое открыла мне глаза.

***

Этот праздничный вечер Иван Ткаченко провел в кругу друзей и коллег, тех, кто занимается старинной музыкой, для кого она — отнюдь не пустой звук. Пять творческих коллективов он сумел объединить на своем бенефисе, все они стали участниками плодотворного совместного музицирования. Свою лепту в поздравительную программу внес и филармонический Камерный оркестр, — трудно представить себе, каким бы мог быть финальный номер концерта без участия его музыкантов. Струнный квинтет под руководством заслуженной артистки России Юлии Рубиной аккомпанировал в заключительной кантате концерта.

Публика ждала выхода на «бис», и ожидания оправдались. Ансамбль Insula Magica много гастролировал по миру, и из поездки в Швецию музыканты привезли целую программу. Одной из входящих в нее философски-шуточных песен Карла Бельмана, шведского поэта и музыканта-любителя, и завершился бенефис солиста ансамбля Insula Magica.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Новосибирская филармония

Ранее в «Новой Сибири»:

Евгений Волынский — маэстро-праздник

Евгений Волынский — маэстро-праздник

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.