Как Дворец превращался в Театр

0
2154

Дата юбилея Новосибирского театра оперы и балета связана с первой постановкой, но впервые публика услышала там оперу гораздо раньше. 

ВОКРУГ Новосибирского академического театра оперы и балета существует множество мифов и легенд. Например, широко известно, что впервые для зрителей он открылся 12 мая 1945 года. Но на самом деле это не так.

Еще в конце двадцатых годов прошлого века было принято решение о строительстве в центре города большого Дворца науки и культуры — осуществление этого проекта начали с того, что перенесли Базарную площадь, на месте которой планировалось построить грандиозное сооружение, на место нынешнего Центрального парка. 15 января 1939 года постановлением Совнаркома Российской Федерации решено было создать в Новосибирске оперно-балетную труппу, большую часть которой составили челябинские артисты. Первый спектакль на новой сцене планировали поставить 1 января 1940 года, но сроки строительства были перенесены, а потом началась война, поэтому к первым репетициям в новом здании приступили только в сентябре 1944-го.

На самом деле первое выступление — тогда еще в так называемом Дворце науки и культуры — состоялось 25 января 1941 года. Специально для строителей под фортепианный аккомпанемент была исполнена опера «Иоланта». В зале присутствовало около 2000 человек, тогда вместо нынешнего занавеса еще стояли металлические строительные щиты. Как все хорошо знают, до конца 1944 года в помещениях театра хранились эвакуированные культурные ценности, вывезенные в Новосибирск из Ленинграда, в том числе из Эрмитажа. В годы войны в театре был размещен прожекторный завод: станки стояли под сценическим пространством, и при желании можно было пройти в конец сцены и увидеть, как внизу трудятся рабочие.

И все же известная всем история театра началась 12 мая 1945 года. Страна, которая несколько лет вела тяжелейшую войну, все же смогла достроить один из самых больших и красивых театров в мире!

Как это ни парадоксально, война оказала позитивное влияние на развитие Новосибирска. Если вспоминать только о музыкальной жизни города, то именно тогда в нашу жизнь вошла Ленинградская филармония с всемирно известным симфоническим оркестром под управлением Мравинского, квартировал и работал в Новосибирске квартет имени Глазунова. Мало кому известно, что самым «намоленным» городским оркестровым залом, помимо концертного зала оперного театра, был зал Дома культуры Октябрьской революции, где в годы войны работали эти прославленные коллективы.

Оперный театр строился и готовился к открытию в невероятной творческой атмосфере.

В день открытия у здания было еще не достроено левое крыло, за «третьим планом» поверхность сцены не имела покрытия, и можно было видеть еще не вывезенные станки прожекторного цеха.

Театрального оборудования, конечно, не хватало. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию с освещением, сконструировали специальный пульт, который находился рядом с местом дирижера и постоянно искрил. Вот, к примеру, цитата из выводов комиссии, которая принимала театр: «Эксплуатация существующего оборудования опасна и по существу должна быть запрещена органами охраны труда… Малое число аварий объясняется лишь умелым и крайне внимательным наблюдением за механизмами со стороны технической администрации театра».

Итак, 12 мая 1945 года. «Иван Сусанин» Глинки. В зале в этот день атмосфера была, мягко сказать, наэлектризована, присутствовали многие известные в музыкальном мире люди, а рядом с ними — рабочие, сельчане, все партийно-советское руководство области, ученые Сибирского филиала Академии наук СССР, открывшегося накануне… А также все сотрудники театра во главе с первым его директором Г. Я. Юлиановым.

Оркестром управлял 36-летний дирижер Исидор Зак, который проявил незаурядное мастерство, чтобы как-то сгладить отсутствие многих инструментов. Когда в финале оперы на сцене во всю ее глубину открылась Красная площадь XVII века, заполненная людьми, празднующими победу над захватчиками, оркестр с хором грянули «Славься, славься, родная земля!» И все, кто был в зале, встали! Как вспоминает свидетель первого спектакля Б. К. Рясенцев: «Все мы были во власти какой-то необоримой и радующей психологической «аберрации»: видели одно, а четко представляли другое!»

А вслед за «Иваном Сусаниным» — следующая премьера, вновь опера — «Евгений Онегин» (23 июня), потом «Кармен» (21 июля), «Травиата» (3 ноября) и «Запорожец за Дунаем» (29 декабря), «Севильский цирюльник» (17 февраля), «Пиковая дама» (8 июня).

Семь полномасштабных опер! Семь опер и ни одного балета! Хореографического училища в городе еще не было, но была студия, где обучались первые артисты балета, помогли Московское и Ленинградское училища. Первый балет в новом театре был поставлен М. Ф. Моисеевым лишь 26 июля 1946 года. Это был «Корсар». А далее — еще три оперы: «Чио-Чио-Сан» (15 октября), «Фауст» (4 декабря) и «Севастопольцы» (28 марта уже 1947-го).

Практически за полтора года был создан базовый репертуар, который бы составил честь любой оперной труппе. Артисты оперы стали столь популярны среди новосибирцев, что их останавливали на улицах, здоровались и пытались разузнать какие-нибудь новости.

В 1949-м в театр с длительными гастролями приезжал И. С. Козловский, в этом же году на работу в Большой театр был приглашен А. Ф. Кривченя, в 1953-м — М. Г. Кисилев, в 1954-м — А. П. Гелева.

А вскоре прошли грандиозные выступления в Пекине, в Москве, свои первые постановки представили публике Сергей Виноградов и Никита Долгушин, с труппой работал Юрий Григорович... Вот так и были заложены великолепные традиции...

Александр САВИН, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.