«Калейдоскоп духовых»: дерзкий выход из зоны комфорта

0
986

«Калейдоскоп духовых» — так назвал свой дебютный концерт новый коллектив Новосибирского театра оперы и балета — НОВАТ-БРАСС. Конечно, не случайно. Как в любом ансамбле, взаимодействия его участников рождают всевозможные комбинации, узоры, причудливые сочетания голосов и тембров. И одно дело, когда в ансамбле, к примеру, только скрипки или различные струнные инструменты, похожие своим обликом, и совсем другое — брасс-ансамбль: абсолютно несхожие формы и объемы, не говоря уже о самом звучании. Да, все это медь (brass — от английского «медь, латунь, медные инструменты»).

Но как же несхожи меж собой труба и туба, и валторна, и тромбон: даже только внешне, не говоря уже о тембре и качестве звука… Их взаимодействие в умелых руках и рождает эти самые волшебные узоры калейдоскопа. И также не случайно концерт пришелся на летнее время — конец июня, когда все эти фанфары, призывы, трубные возгласы словно разлиты в воздухе, гармонируя со звуками природы и ее обитателей. Поэтому, видимо, точкой золотого сечения, одной из самых ярких кульминаций концерта-презентации нового коллектива стала «пленэрная» музыка ХVIII века — «Музыка на воде» Георга Фридриха Генделя. Три части из этой упоительной, совершенно, казалось бы, «сегодняшней» летней сюиты-дивертисмента создавали узоры игры волн, наслаждения единением с природой, водной гладью...

Ну а главным слушательским ощущением было чувство сопричастности к рождению нового, приятное возбуждающее осознание того, что именно вы стали первыми слушателями ансамбля. Именно это произошло на презентации НОВАТ-БРАССа.

Это было знакомство с коллективом особенным, редким. Таких по определению не может быть много. Да, в филармонии работает «Сибирский брасс», и далеко не первый год. И теперь вот появился его театральный коллега, который был организован молодыми амбициозными музыкантами группы медных духовых инструментов симфонического оркестра театра, чьи выступления проходят, как правило, в оркестровой яме, и такой выход к публике на сцену — это выход из зоны комфорта, вызов, брошенный самим себе. Подвиг, как было справедливо сказано на первом публичном концерте нового ансамбля. У них, оркестрантов, ежедневные спектакли, концерты, репетиции, большая загрузка. Но им хочется бОльшего: нового репертуара, более тесных взаимоотношений с публикой. В них живет дух поиска и соревнования.

Мир музыки, окружающей нас сегодня, огромен, многообразен, многолик. Что нашло отражение и в программе концерта, где соединились произведения русской и европейской классики, популярные мелодии, джазовые композиции. Георг Фридрих Гендель, Иоганн Штраус соседствуют с Жоржем Бизе и Джузеппе Верди, Петр Ильич Чайковский — с Астором Пьяццоллой, валторновый джаз — с современной музыкой для тромбонов… Открывала концерт «Олимпийская фанфара» Джона Уильямса — автора музыки к таким  культовым фильмам, как «Звездные войны», «Гарри Портер» и «Список Шиндлера», рекордсмена по количеству номинаций на премию «Оскар» и «Грэмми». А далее следовали Марш Тореадора из «Кармен» и музыка балета «Щелкунчик». «Увертюру», «Китайский танец» и «Трепак» виртуозно исполнил квинтет деревянных духовых инструментов.

— Дерево более техничное, чем медники, — комментирует руководитель ансамбля — первая валторна Симфонического оркестра Новосибирского театра оперы и балета, лауреат всероссийских и международных конкурсов Андрей Фролов, — так что возникает здоровая конкуренция внутри коллектива. Подчеркну: здоровая конкуренция. Когда слышишь рядом технично и красиво играющего музыканта, невольно и сам подтягиваешься. В любом случае это на пользу всем. Будем постоянно приглашать кого-то из коллектива театра, опять же тех, кому это интересно. Конечно, планируем совместную работу и с вокалистами. Ведь духовые инструменты сравнимы с голосом. Например, многие концерты для голоса, переложены на валторну и прекрасно звучат. Также очень много написано вокализов конкретно для трубы, для разных духовых инструментов, можно будет сравнивать.

— Понятно, что репертуар для брасс-ансамбля не так велик, как для других составов. В основном исполняются переложения, и кто-то должен их делать. Как вы решаете эти вопросы?

— Да, у меня имеется некоторая библиотека, которой я могу пользоваться на законном основании. Но мы должны понимать, что духовой брасс-ансамбль — это, можно сказать, небольшой симфонический оркестр, и голоса не все заполнены, аранжировки зачастую пустоваты, как будто не дополнены. И мы готовы с кем-то сотрудничать, кому это интересно.

— То есть вы готовы сотрудничать с композиторами?

— Да, это был бы очень хороший опыт. Если  кто захочет именно для нашего состава написать, будем очень рады таким предложениям. Почему бы нет... Очень мало аранжировок именно для духового ансамбля, таких, которые помогут о себе конкретно заявить как о большом симфоническом оркестре, например. И оперные, и симфонические фантазии могут появиться. Пока мало таких произведений, но достаточно, чтобы радовать публику. И, судя по всему, судя по приему слушателей, наш первый концерт оказался совсем не плох.

— Прекрасный получился концерт, с музыкой четырех столетий, да еще и с двойным конферансом! Как часто могут проводиться такие концерты?

— Чем больше, тем лучше. Это и нам полезно — порепетировать, позаниматься, послушать друг друга. Чтоб выдать качество, мы должны выходить на сцену, чтобы убрать мандраж, волнение, чувствовать себя уверенными. Я бы лично хотел, чтобы это было хоть каждый день. Посмотрим, как это войдет в репертуар театра. Главное, чтобы было интересно.

— На этом концерте практически каждый оказался солистом.

— Да, в этом ансамбле, верно вы подметили, каждый, абсолютно каждый — солист. И в брасс-квинтете, и в квартете валторн, и в трио тромбонов абсолютно каждого можно услышать отдельно. С одной стороны самооценка возрастает, с другой — ответственность очень большая, потому что медные духовые инструменты очень сложные, тем более в ансамблевом исполнительстве, и не хочется подвести. Но у нас все профессионалы, мы не подводим.

Марина ЮРЬЕВА, специально для «Новой Сибири»

Фото Евгения ИВАНОВА

Ранее в «Новой Сибири»:

Главный режиссер и главный дирижер НОВАТа о новой трактовке оперы «Риголетто»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.