Главный режиссер и главный дирижер НОВАТа о новой трактовке оперы «Риголетто»

0
955

25 и 26 июля в Новосибирском театре оперы и балета состоится премьера новой постановки знаменитой оперы Джузеппе Верди «Риголетто».

Мистический детектив-триллер на тему эгоизма

«Риголетто» станет четвертой оперой Верди, поставленной в НОВАТе главным режиссером Вячеславом Стародубцевым. До этого он представил на Большой сцене постановки опер наследия Верди «Аида» — в 2016 году, «Бал-маскарад» — в 2017 году и «Фальстаф» — в 2020-м. Накануне премьеры Вячеслав рассказал, что ожидает зрителей в его новой режиссерской работе.

— Вы в четвертый раз обращаетесь в нашем театре к творчеству Верди, но впервые ставите его оперу на Малой сцене. Почему возникла такая идея?

— Признаюсь, мне нравится работать на этой площадке. Постановка каждой большой оперы здесь заставляет идти непроторенным путем, искать и находить оригинальные сценические решения. Успех нашей «Моцартианы» доказывает, что объединенные усилия нашей команды именно на этой сцене позволяют сделать оперу близкой современному слушателю, независимо от его театрального опыта, и при этом раскрывают подлинное величие оперного искусства. Кроме того, камерность обстановки позволяет перейти в актерской работе от больших, широких мазков к тонким нюансам, раскрыть эмоции и психологию поведения персонажей на более глубоком уровне. Именно с этой целью я укрупнил некоторых неглавных персонажей «Риголетто», что позволило дополнительно усилить эту историю.

Для меня всегда очень важно раскрыть сегодняшнему зрителю актуальное содержание классического произведения, помочь ему увидеть, насколько оно может быть современно, близко и понятно даже без привнесения в спектакль внешних признаков современной культуры. И тесный контакт со зрителем в пространстве нашего камерного зала позволяет этого добиться.

— Вы уже ставили «Риголетто». Чем вас привлекает эта опера?

— Вы наверняка сами знаете ответ на этот вопрос. Конечно, это музыка Верди — мощная по драматургии, насыщенная контрастами, невероятно разнообразная. Это грандиозная история — мистический детектив-триллер, это потрясающие персонажи, ярко и выпукло прописанные в музыке.

В нашей постановке мы предлагаем найти ответ на вопрос — кто же главный игрок в этой истории? Герцог Мантуанский управляет Риголетто, или развитие событий — это результат изощренной игры самого шута?

Для меня самого «Риголетто» — это история об эгоизме. Здесь практически всеми персонажами движет не любовь, а эгоизм: безудержным в своих прихотях Герцогом Мантуанским, самим Риголетто, отцовская любовь которого стала клеткой, отгородившей Джильду от мира. Даже Джильда — воплощение света и чистоты — не лишена эгоизма, ведь она тоже обманывает отца, нарушает его запреты, движимая чувствами.

— В вашей команде есть новые имена. Расскажите о них.

— Я очень рад возможности работать над постановкой вместе с музыкальным руководителем НОВАТа Михаилом Татарниковым. Это наш долгожданный первый, но, надеюсь, не последний совместный проект. Михаил Петрович — музыкант с уникальным чувством музыки, прекрасно знающий возможности нашей труппы, умеющий уверенно направить оркестр по верному пути, внимательный и требовательный к солистам, но при этом бережно к ним относящийся.

Нам удалось привлечь к работе над постановкой Медею Ясониди, вокального коуча с большим опытом и международным авторитетом. Репетиции с ней помогают нашим солистам совершенствовать вокальную технику, язык, чтобы исполнение вполне отвечало стилю Верди.

В этой постановке к нашей команде присоединился Сергей Пугачев — арт-директор и главный художник Театра кукол имени Образцова. Он предложил очень интересную концепцию костюмов, которые будут просто роскошными и довольно сложными по исполнению. Костюмы в спектакле будут проявлять суть и историю каждого персонажа. Сергей талантлив, по-хорошему амбициозен, отлично чувствует и понимает как театральную специфику, так и современные фэшн-течения. На мой взгляд, нам удалось достичь взаимопонимания.

Декорации к спектаклю создает Тимур Гуляев, его не нужно представлять. Основу сценографии будет составлять архитектурная композиция, устремленная вверх, то есть пространство будет представлять своего рода башню с гиперперспективой. Над пластическим решением снова работает Сергей Захарин, художник по свету — Ирина Вторникова, диджитал-художник — Вадим Дуленко.

Марина ИВАНОВА

«Риголетто» как Эверест оперного искусства

Под занавес сезона Новосибирский театр оперы и балета приготовил ценителям прекрасного настоящий подарок — новую трактовку одного из самых выдающихся произведений оперного жанра — «Риголетто» Джузеппе Верди. Один из создателей спектакля — музыкальный руководитель и главный дирижер НОВАТа Михаил Татарников — поделился своими размышлениями о знаменитой опере.

— Надо сказать, что каждый великий композитор, будучи замечательным мастером, талантом, которого одарил Бог, всегда является новатором, творцом, меняющим до того сложившиеся традиции. И не просто меняющим, а именно двигающим жанр вперед. В случае Джузеппе Верди — это жанр оперы. И на примере «Риголетто» мы наблюдаем как раз такую историю. Конечно, нельзя недооценивать оперы, которые были написаны до него, а среди них есть и «Набукко» с замечательным хором, увертюрой, прекрасными номерами, и «Макбет». Но именно с «Риголетто» Верди поднимается на плато гениальности в своем творчестве. Всё, написанное им после, — это оперы очень известные, они идут по всему миру и снискали заслуженную славу и композитору, и театрам, и певцам. По своей драматургии все последующие оперы Верди — смотрящие вперед и на века определившие направление для следующих поколений композиторов. «Риголетто» является именно такой оперой.

Можно сказать, до этого сочинения Верди нащупывал путь: где-то у него получались очень сильные произведения, где-то он немножко притормаживал, и все это был творческий поиск. И, повторюсь, именно в «Риголетто» он абсолютно четко определил для себя цели, которые понимал, которые видел в опере, и уже до конца их развивал. И дошел до «Отелло», до «Фальстафа», заметно отличающихся от того же «Риголетто», но в «Риголетто» уже можно видеть очень отчетливо ростки его идей. Так что можно сказать, что «Риголетто» — это в каком-то смысле вторая точка отправления для Верди как оперного композитора.

Нельзя не сказать о том, что в «Риголетто» огромную помощь композитору оказал сильный сюжет. Один из самых, наверное, мощных по драматургии, благодаря литературному первоисточнику — драме «Король забавляется» Виктора Гюго. Здесь и сюжет очень сильный, и сама роль Риголетто. Этот образ всегда очень привлекает артистов. Риголетто – человек коварный, язвительный, покореженный жизнью, злобный, мстительный, но при этом невероятно нежный в каких-то своих проявлениях, прежде всего по отношению к дочери. У этого персонажа огромная палитра чувств, поэтому не случайно партия Риголетто считается одной из лакмусовых бумажек и одновременно одной из самых вожделенных партий для баритонов. Риголетто всегда исполняли и исполняют по-настоящему большие артисты.

Но в опере есть и такие персонажи, как Джильда, Герцог. Казалось бы, Герцог — веселый, беспечный человек. Все знают его знаменитую песенку в переводе на русский: «Сердце красавиц склонно к измене». Можно сказать, что это человек, запутавшийся в своей совершенно распутной жизни и действительно уже утративший нравственные ориентиры. И этот образ Верди тоже замечательно прорисовывает в музыке. Если же говорить о Джильде, то она, как говорил классик, «луч света» в этих придворных интригах, в злобе, в жестоких шутках. Джильда здесь как частичка непорочной красоты, доброты, легкости и света.

Помимо того, что все эти контрасты есть в сюжете у Гюго, в «Риголетто» Верди в первый раз вводит это не только на уровне словесном, но и в музыкальном плане: начинает использовать противоречия во всех ансамблях. То есть у каждого голоса есть свой очень явно выраженный и тональный, и гармонический, и мелодический язык, свой стиль. И все это именно внутри нарождающегося конфликта. В этом как раз проявилось новаторство Верди. До него такого не существовало в опере, не было столько разнообразия, чтобы у каждого певца была своя, по-настоящему своя строчка. Здесь просто сталкиваются внутри одного даже гармонического построения, внутри одного такта, совершенно разные гармонии, разные смыслы, разные окраски характеров музыкальные. В этом новаторство Верди, то, что благодаря «Риголетто» он подарил музыкальному миру. И после него у всех композиторов это только развивалось.

Также надо сказать, что в этой опере Верди впервые отходит от принципа использования оркестра как большой гитары. Верди резко усиливает роль оркестра в опере и в дальнейшем следует этому плану. Опять же практически все композиторы после него за ним последовали. Верди понимает, что без поддержки оркестра — тембров, звучания, окраски инструментов оркестра — драматически сильной истории не получится. И он был как никогда прав, что подтвердили потом следующие поколения композиторов. Тут можно привести в пример Вагнера, который во времени был не так далеко от Верди. Уже в самых известных его произведениях оркестр играет основную роль, он даже важнее, чем певцы. Но, опять же, всюду корни идут от «Риголетто», от этого произведения.

Можно сказать, что в какой-то степени «Риголетто» — это такой Эверест оперного искусства, прародитель и Пуччини, и веризма, и Вагнера, и русской оперы, которая тоже, безусловно, многое взяла у Верди. «Риголетто» является одним из главных пиков огромной горы, которой является творчество Джузеппе Верди.

Фото: muzklondike.ru; classicalmusicnews.ru

Ранее в «Новой Сибири»:

Опера, балет и их лучшие годы в Новосибирске

Режиссер Сергей Новиков: Все, кого казнил Иван Грозный, были за Ивана Грозного

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.