В Камерном зале Новосибирской филармонии уникальной концертной программой завершился VII фестиваль современной музыки.
ФЕСТИВАЛЬ обещал новосибирцам незабываемые впечатления и сюрпризы и нисколько не обманул ожиданий. Еще перед началом фестиваля можно было услышать фразу: «Это не для пугливых». Так оно и вышло.
С оглушительным треском лопнула скрипичная струна на первом же концерте — во время исполнения популярнейших «Мук любви» Крейслера. Во-первых, это можно было воспринять как намек (зачем это играть на фестивале современной музыки?), а во-вторых, получился привет Паганини. А на следующий день пианистка, увлеченная процессом погружения в музыку ХХ века, совершенно забыла о ведущей концерта и ее объявлениях, поэтому и название, и имя автора произведения публика слышала уже постскриптум.
Да и вид Камерного зала, где проходили все концерты, после недавнего потопа выглядел очень нестандартно.
В этом году «мАРТовский KOD» сосредоточился на камерной музыке. Хотя это не единственная сфера его интересов — ведь предыдущие сессии включали в себя и симфонические программы, и концерты Русского академического оркестра, и музыкально-театральные перформансы… Находилось в них место и сибирским авторам. И, к слову, уже сверстанная программа VIII фестиваля откроется оперой, рожденной в Новосибирске, в стенах Новосибирской филармонии. Но это дело будущего.
А ПОКА — камерный жанр во всем его многообразии был представлен новосибирскими, московскими, питерскими великолепными исполнителями. Так, скрипач Айлен Притчин, выпускник Московской консерватории, лауреат международных конкурсов — один из самых ярких молодых российских музыкантов, о котором говорят, что он способен сказать нечто особенное с точки зрения звука и «одарен выдающейся музыкальной культурой, которая выходит далеко за пределы инструментального мастерства». Он выступал ранее как солист в одном из симфонических концертов, а здесь вместе с пианистом Алексеем Гориболем представил публике программу Spiegel im Spiegel («Зеркало в зеркале». Название это происходит не только от одноименной известной пьесы Арво Пярта, оно — выражение глубинной драматургии, связей, отражений друг в друге и внутри программы потрясающих произведений Десятникова, Пярта, Шенберга, Шнитке, Шостаковича. Они подобраны таким образом, а их внутренние связи осмыслены музыкантами так глубоко, что невозможно не попасть в поле невероятного притяжения и переживания, не ощутить, как «музыка целует музыку» (по выражению Беллы Ахмадулиной).
Блестящий сольный концерт провела новосибирская пианистка Екатерина Предвечнова, много концертирующая самостоятельно, а также в составе знаменитого дуэта Fresca Musica (с кларнетистом Данилом Ефремовым). Разносторонний музыкант, виртуозно владеющий фортепиано, органом, клавесином, она преподает в Новосибирской консерватории, является кандидатом искусствоведения, что не мешает ей пополнять свои знания, посещая мастер-классы известных музыкантов Австрии, Англии, Германии, Ирландии…
Благодаря ее удивительной фестивальной программе «вживую» предстала музыка уже классиков XX века, о творческих прорывах и достижениях которых столько написано и сказано.
Также в первом фестивальном концерте с музыкой Резетдинова, Рубцова, Тищенко, Чайковского участвовал Камерный оркестр под управлением Алима Шахмаметьева с приглашенными солистами из Петербурга.
Два концерта «мАРТовского KODа» провел Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). Уже 30 лет квинтет, который при необходимости разрастается до размеров камерного оркестра, созданный с благословения Эдисона Денисова, целиком сосредоточен на продвижении новейшей музыки. Говорят, что количество премьер, проведенных этим ансамблем, уже перевалило за тысячу. Новосибирские программы включали русский музыкальный авангард XX века с его забытыми или полузабытыми легендарными именами. А также отечественный авангард уже XXI столетия. Завершающий концерт как нельзя лучше вписался в концепцию «мАРТовского KODа».
Закрытие фестиваля впервые в его истории представляло собой череду музыкальных премьер: семь совершенно новых произведений, написанных нашими современниками из Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых и совсем молодые люди, — композиторами, пишущими для музыкального театра и кино, проводящими эксперименты с электроникой… Их опусы — различные по языку и эстетике — наполнили фестиваль новыми контрастами. И пусть произведение Бориса Филановского носит очень странное название — «Мы не можем это сыграть», слушатели не сказали в ответ: «Тогда мы не будем это слушать!» Сыграли и услышали с большим удовольствием.
Концерт проводился в рамках проекта Союза композиторов России «Композиторские читки» при поддержке Фонда президентских грантов. В сессии «Композиторских читок» приняли участие 14 молодых композиторов со всей России, из них четверо из Новосибирска. Они не только услышали свои произведения в исполнении Московского ансамбля современной музыки, а еще и посетили лекции и индивидуальные занятия с кураторами сессии. Сессии проводятся с 2018 года, и Новосибирск стал третьим городом, принимающим молодых композиторов, после Москвы и Казани. Кураторами в Новосибирске стали известные российские композиторы, эксперты в области современной музыки Дмитрий Курляндский, Настасья Хрущева и Виктор Екимовский.
«мАРТовский KOD-2020» покинул филармоническую сцену. И через неделю здесь откроется новый фестиваль — знаменитый на весь мир «Транссибирский».
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»