Николай Сизиков: На новый филармоничекий сезон возлагаем большие надежды

0
1349

Новосибирская филармония успешно справилась с известными всем реалиями прошлых лет, создала план, который, как мы увидели, был успешно реализован. Вторая половина 2022 года — уход главного дирижера, а затем и не так давно прибывшего директора. Но самое пожалуй волнительное в данной ситуации — нынешняя неизвестность. Кто же встанет у руля? Чьи профессиональные руки продолжат направлять оркестр великого Арнольда Каца? Об этом мы и говорим с Николаем Сизиковым, новым руководителем академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии .

— Ни для кого не секрет, что у вас одна интрига сменилась другой интригой. И это достаточно серьезная подчистка. Или отъезд очень многих исполнителей, дирижеров, оставивших без присмотра коллективы. Вам пришлось эту ситуацию лихорадочно удерживать. И для всех остается интригой после отъезда Томаса Зандерлинга… Кто же все-таки возглавит оркестр? Опытный мастер или молодой и перспективный — тот возраст, в котором Арнольд Михайлович создал оркестр. Для нас это будет новое лицо? С учетом того, что мир дирижеров не столь велик, наверное, мы можем себе представить большинство претендентов, которые готовы сейчас приехать в Новосибирск.

— После того, как маэстро Зандерлинг принял решение покинуть пост, был собран расширенный состав художественного совета — порядка 20 человек музыкантов из оркестра. Собственно говоря, тогда мы никаких решений не принимали. Просто пришли к выводу, что надо подумать — кого бы мы хотели видеть.  В дальнейшем уже было обсуждение кандидатур, озвученных музыкантами из оркестра. На первом месте оказался молодой по возрасту, но зрелый как музыкант дирижер. Публика с ним, надо сказать, знакома. 11 сентября мы хотим его представить!

— Возможно, вопрос будет провокационным, но у меня есть такое ощущение, что музыкантам, для которых оркестр — это родной организм, важно видеть человека достаточно, скажем, если не молодого, но близкого к среднему возрасту, как, например, сейчас в НОВАТе.

— Знаете, пять лет назад, когда мы приняли решение пригласить Томаса Зандерлинга, предлагались и молодые кандидатуры. Но на тот момент мы пришли к выводу, что нам необходимо общение с ним — пусть это был и короткий путь, но очень продуктивный. Сейчас придет молодой дирижер, но уже имеющий имя, хорошую практику, видение ситуации и понимание, куда должен двигаться оркестр. Мы возлагаем на него большие надежды. В период, когда маэстро нас покинул, может и были некие сложности, но публика нас поняла. Мы сохранили самое главное — программу и большинство солистов. Сезон закончили записью для корейского балета, с которым сотрудничаем уже 7 лет.

— Я думаю, у вас еще интрига и в том, что все-таки филармонию покинул генеральный директор Александр Сергеевич Бочарников, который сейчас возглавил театр имени Гоголя.

— Фактически Александр Сергеевич покинул филармонию, но практически все переговоры с главным дирижером уже были проведены. Сейчас остались только детали по договору.

— Одним словом, главный дирижер — это интрига до окончания лета. И 11 сентября будет явлен не просто лауреат конкурса Чайковского Константин Емельянов, но и дирижер. Это очень поднимает уровень ожидания начала нового сезона. По программе 2022—23 годов все будет реализовано? Здесь и традиционная для оркестра известная классика, и большие полотна — две симфонии Брукнера и 9 симфония Малера, которую я вообще не помню, чтобы в Новосибирске исполняли. Я вижу и много советских композиторов, и современных. Что нас ждет?

— Программа разнообразная, да — она планировалась с Томасом Зандерлингом. Мы опять находимся в ситуации «сохранения». Понятно, что главный дирижер примет составленные программы. Мы это с ним обсудили, переговорили, он понял ситуацию. Дальнейшие сезоны — это уже будет, конечно, его зона ответственности — его видение программы. Я думаю, что вектор наших творческих программ будет изменен. Первый абонемент у нас вполне классический — тут у нас есть маститые и солисты, и дирижеры. Опять же на открытии у нас произошло изменение — Андрей Гугнин, к сожалению, не сможет приехать к нам. Нам дал согласие Александр Ключко.

— То есть он вообще не будет выступать в России?

— Какой-то период. У него есть контракты за рубежом, которые он не хочет терять. Я думаю, Александр Ключко тоже достойно поможет нам открыть сезон — он занял первую премию конкурса Рахманинова. Время сейчас такое, что у молодежи есть возможность стать звездами!

— Абонемент откроется традиционным фортепианным концертом Бетховена и Третьей симфонией Скрябина?

— Да, эта программа была заявлена ранее — мы решили ее сохранить.

— Нам ждать всеми любимого Валентина Урюпина?

— С Валентином у нас сложился некий алгоритм. График его концертной жизни очень плотный, но при этом два раза в сезон он готов приезжать. С ним будут и классические программы — в мае он исполнит симфонии Моцарта. Надо сказать, что Валентин всегда очень аккуратно подходит к выбору репертуара. Первый раз мы встретились на фестивале «Классика» — он вообще не хотел исполнять классический репертуар, не зная и не понимая оркестр. Сейчас уже у него есть свои мысли, пожелания и репертуар развивается. Второй концерт в феврале, на который Валентин привезет первую флейту Российского национального молодежного симфонического оркестра, наверное, лучшую флейтистку в России Анну Комарову. И программа будет премьерная — «Нулевая» симфония Брукнера, Концерт для флейты с оркестром Денисова и Концертная симфония для флейты, кларнета и оркестра Данци, где Валентин впервые с нами выступит как солист.

— «Нулевую» симфонию Брукнера он когда исполняет?

— Это будет 11—12 февраля, второй абонемент, который, можно сказать, в этом сезоне будет премьерный.

— Это очень интересно!

— Помимо программ Урюпина будет также исполнен Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра Бартока в декабре. На закрытие сезона приезжает к нам уже не первый раз арфистка Софья Кипрская. Будет исполнять Аранхуэсский концерт Родриго и Джазовое концертино Дельтуро.

— Я помню ее приезд, она ведь была с Урюпиным?

— Да. Была Четвертая симфония Шостаковича и Концерт Глиэра. В этот раз она уже будет выступать с главным дирижером.

— Вижу, что Марк Горенштейн будет исполнять Вторую симфонию Скрябина.

— Марк Борисович также традиционно два раза в сезон приезжает, плотно работает с оркестром — берет максимальное количество репетиций. Ингода, когда слушаешь концерт, ощущение, что ты находишься где-то в операционной — все настолько стерильно, выточено, что иногда хочется, чтобы кто-нибудь киксанул для приличия.

— Марк Борисович, помимо Скрябина, что еще будет исполнять?

— Дальше он приезжает в конце апреля — это будут Три фрагмента из балета «Раймонда» и Концерт для скрипки Глазунова, а также Сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева (редакция Марка Горенштейна).

— Еще заявлен хорошо знакомый новосибирским слушателям Михаил Грановский.

— С Михаилом Грановским мы сотрудничаем уже, наверное, на протяжении 15 лет. Про него можно сказать, что он всегда очень концептуально подходит к составлению программы — в ней есть последовательность, логика. Закончим мы Шестой симфонией Шостаковича и вокально-симфонической поэмой на текст Симонова «Жди меня» Локшина, которая впервые прозвучала в Новосибирске, когда здесь был Шостакович. Первое отделение составят композиторы молодые, в том числе будет исполнена «Сибирская поэма» нашего земляка Алексея Чернакова. Традиционно мы всегда пытаемся привлечь кого-то из новых молодых дирижеров — в этом сезоне Алексей Рубин выступит с Вариациями и фугой на темы Моцарта Регера. Солистка — одна из лучших виолончелисток мира Анастасия Кобекина.

— В сезоне будут исполнены хоровые произведения?

— Да, у нас уже давно запланирована Девятая симфония Бетховена. Ее пришлось снять по причине пандемии — огромное количество участников на сцене было запрещено, необходимо было соблюсти дистанцию. Через какой-то период ко мне подошел молодой человек в зале и спросил: «Я хотел бы узнать, когда будет возможность услышать  Девятую симфонию?». Мы познакомились. Я взял его контакты. И когда симфония появилась в расписании, то я с ним созвонился. В принципе, он и так ходил на концерты, но после этого он купил и первый, и второй абонементы.

— Будет также исполнен Реквием Артемьева? Живой классик.

— Да, два концерта Артемьева — Реквием и музыка из кинофильмов. Такая программа у нас уже была, но, к сожалению, для новосибирцев она исполнялась только в Академгородке — это было довольно-таки закрытое мероприятие. Теперь программа будет исполнена и в Новосибирске. Заявлена была и оратория «Сотворение мира» Гайдна — единственная программа, которую наш будущий маэстро попросил поменять. Маэстро надо понять — он подхватил практически все программы. Это произведение крупной формы, как говорится, его надо подготовить и пережить, прежде чем выйти на сцену.

— Я вижу в программе и «Рахманинов гала» в апреле месяце.

— В своих абонементах мы Рахманинова затронем. На концерте первого абонемента 3—4 февраля состоится исполнение его Второй симфонии. Солистом выступит Сергей Догадин, который уже давно живет в Вене, и в какой-то момент он задумался — приезжать или нет, но в итоге подтвердил участие.

— Кого еще из дирижеров мы увидим?

— Главный дирижер и художественный руководитель Михайловского театра будет у нас впервые. Он с удовольствием согласился, но всегда в переговорах есть свои нюансы. Вопрос обсуждался еще с бывшим художественным руководителем НОВАТа Владимиром Абрамовичем Кехманом. Не согласовать с ним данный вопрос мы не могли. Он отнесся очень лояльно к этому и дал добро на такую коллаборацию.

— Да, у Владимира Абрамовича всегда есть желание сотрудничать.

— Еще у нас появляется дирижер Владимир Понькин — народный артист России и профессор Московской консерватории, который активно сотрудничает с коллективами. Известный для наших слушателей пианист Евгений Михайлов, из новых — Сергей Поспелов, который нас в апреле месяце совершенно фантастически выручил, когда не приехал солист. Мы летели в Москву на гастроли, а Юрий Медяник и его оркестр выступали здесь в рамках Транссибирского Арт-фестиваля. В самолете мы с ним провели переговоры и меньше, чем через месяц, он уже приехал.

— Да, он очень хорошо выступил, запомнился!

— Мы тут же переговорили по поводу следующего сезона, в ноябре он должен приехать.

— Денис Мацуев будет?

— С большой вероятностью! В октябре запланированы два концерта Дениса Мацуева. Возможно, он привезет и лауреатов конкурса Рахманинова, имена которых нам хорошо знакомы. Они участвовали в различных абонементах — в четырнадцатом, например.

— Концертную программу, посвященную юбилею Родиона Щедрина, планируете?

— Мы играли «Кармен-сюиту» буквально в прошлом сезоне. В предстоящем сезоне музыка Щедрина прозвучит в одном из концертов шестнадцатого абонемента «Портреты композиторов», посвященном его творчеству. Помимо оркестра в этом концерте выступят и солисты филармонии. Также хочу обозначить еще одного солиста — Дениса Шаповалова. Он выступит в трех ипостасях — закрывать первый абонемент он будет как солист, во-первых. Наверное, даже наоборот. Во-первых, как состоявшийся композитор исполнит Симфоническую фантазию «Письмо драгоценному другу», связанную с Чайковским и Дворжаком; затем в качестве солиста  исполнит Концерт для виолончели, посвященный Мстиславу Ростроповичу; и, наконец,  будет дирижировать Четвертой симфонией Чайковского.

— Завершаем наш разговор тем, что этот сезон станет юбилейным для Транссибирского арт-фестиваля. Казалось, совсем недавно все началось. Что нас ждет? Ведь не секрет, что Вадиму Викторовичу сложно постоянно удивлять публику, тем более сейчас, когда многие из его друзей…

— Я думаю, что ему получится удивить публику — будут интересные проекты с ведущими российскими актерами.

— То есть вы не хотите приоткрыть завесу тайны?

— Придет время фестиваля… Это их праздник!

— Одним словом, мы получаем нового дирижера, директора, возможность увидеть очень много новых имен, которые до недавнего времени находились в тени своих более успешных, скажем, ранее начавших коллег. И вы считаете, что оркестр вернет свою публику и первый — второй абонементы станут не менее востребованы, чем они были ранее?

— Я уверен, что оркестр и не терял публику. А проблема посещаемости концертов в последнее время коснулась не только Новосибирска.

Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»

Фото из архива Николая Сизикова

Ранее в «Новой Сибири»:

Алексей Зеленков: Опера — это когда в конце все умирают?.. Нет!

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.