Новосибирский художественный музей 6 февраля представит персональную выставку работ известного российского живописца, члена-корреспондента Российской академии художеств Ильи Комова. В экспозиции размещены 70 произведений — пейзажи и портреты. На картинах мастера жизнь предстает яркой и радостной, как солнечный день.
Неповторимый стиль его невероятно яркой и темпераментной живописи сложился из нескольких составляющих: отечественного академизма, древнерусского искусства и цветовых откровений французской школы рубежа XIX-XX веков. Уникальная манера Ильи Комова характеризуется выразительностью и тем, что искусствоведы называют непростой простотой.
Живописец, хорошо знакомый с Европой и художественной традицией Франции и других европейских стран, как никто другой может прочувствовать своеобразие именно русской православной веры и культуры, осмыслить ее в лоне европейских традиций и открыть своеобразие исконно русских устоев. Светские по своему содержанию картины Ильи Комова незримой нитью связаны с иконописной традицией, бессмертными творениями Андрея Рублева и Дионисия, открывают свет православной веры.
Искусствоведы считают Комова «осознанным приверженцем фовизма». Но от Матисса и Дерена — художников, открывших данное направление изобразительного искусства (что-то среднее между авангардом и модернизмом), — его отличает повышенный интерес к форме. При этом главная роль все равно отводится цвету. Именно цвет является основным экспрессивным элементом картин Ильи. «Сколько себя помню — меня всегда вдохновлял цвет, — объясняет Комов, — в то же время мне не хочется уходить в чистую цветовую абстракцию, я люблю окружающий мир. Если пишу портрет, то стараюсь средствами цвета выразить конкретного человека, его личность».
Особое место в творчестве художника занимают портреты. Каким-то непостижимым образом ему каждый раз удается, лишь обозначив характерные черты лица, выхватить и запечатлеть саму суть представшего перед ним человека.
Портрет для Ильи Комова — это прежде всего целостный и запоминающийся образ. Портретное сходство, характер и душа человека передаются подчеркнуто яркой цветовой палитрой. С пейзажами же художник предпочитает работу на пленэре, в его работах вы не найдете дробящих композицию подробностей, нет там и сюжетности, скорее, его полотна представляют собой цветовую и пластическую метафору пейзажа, открывают нам его (пейзажа) гармонический смысл.
О своем потенциале художник говорит тоже весьма своеобразно: «К сожалению, в настоящее время я не чувствую себя настолько творчески свободным, насколько мне хотелось бы. Здесь виден потенциал для развития — чтобы работы стали еще острее и при этом утонченнее, чтобы нужные эмоции мгновенно транслировались зрителю с первого взгляда на картину».
И еще художник регулярно повторяет тезис Дэвида Линча («Значение понимания переоценено»), правда, чуть по-другому: «Я не очень жалую то искусство, которое необходимо расшифровывать и объяснять, сопровождая бесконечными аннотациями».
***
Илья Комов родился в 1965 году в Москве в творческой семье скульптора Олега Комова и архитектора Нины Комовой. Учился в школе имени В. Д. Поленова, в Московской средней художественной школе и МГАХИ имени В. И. Сурикова (мастерская народного художника СССР Таира Салахова). В 2012 году избран членом-корреспондентом Российской академии художеств. С 1987 года принимает активное участие в выставках в России и за рубежом, среди которых более 50 персональных.
0+
Фото: cultobzor.ru
Ранее в «Новой Сибири»:
Нурлан Тайиров в арт-центре «Красный»: Делиться энергией на физическом уровне
Анастасия Гурова. Решение проблемы баланса между черным и белым в Белой галерее
«Цвета города» Веры Беленькой: как меняются улицы и настроение