В старейшем новосибирском драматическом театре подвели итоги юбилейного сезона.
ТЕАТР «Старый дом» завершил 85-й сезон, скромно променяв пафосный юбилейный вечер в честь очередной круглой даты на бурную внерепертуарную жизнь. Десять месяцев подряд на этих подмостках не только играли спектакли, но и устраивали обсуждения. Читали лекции и давали концерты. Проводили выставки в модном стиле и презентовали новые пьесы русскоязычных авторов. Организовывали марафоны и сооружали перформансы. Учили блогеров и разбирали на атомы женские образы в мировой драматургии. Водили продвинутых зрителей по барам и подземкам и обещали провести самый крутой из ныне здравствующих фестивалей в Новосибирске.
Изменения получили и внутренние интерьеры театра. Правда, возвращать кулуарам стопроцентно первоначальный облик никто по понятным причинам и не стремился, но сделать пространство стильным и художественно востребованным театр явно желал. Благодаря амбициозным намерениям в стенах «Старого дома» появились фотозона и выставочная локация для любителей театрального и изобразительного искусства, где за один сезон было представлено пять экспозиций — от затейливого цифрового глитч-арта до авторского вернисажа eye to eye.
В декабре в репертуар театра вошел документальный спектакль «Пыль», признанный в рамках «Театрального домового» главным «Экспериментом» сезона. Диптих (одна часть проекта играется на родной площадке, а другая — в пространстве лофт-парка) в технике вербатим о жителях современного мегаполиса и сотканном из их судеб портрете города поставил лауреат «Золотой маски» Михаил Патласов. В преддверии премьеры совместно с Информационным центром по атомной энергии Новосибирска был организован лекторий «Пыль. Science», что в театральной практике столицы Сибири в таком контексте и масштабе случилось впервые. Задачей лектория стало исследование современного города с точки зрения биологии, социологии, археологии, архитектуры, астрофизики, театра, кино, информационных технологий и городской мифологии. В дальнейшем лекторий «Пыль.Science» послужил источником непридуманных событий и статистических данных, вошедших в спектакль. В основу «Пыли» помимо найденных актерами документальных прототипов легли личные истории артистов. Лауреатом театральной премии в номинации «Лучшая роль в документальном спектакле» стала народная артистка России Халида Иванова, рассказавшая со сцены аb imo pectore неприукрашенную хронику своей жизни и семьи.
Финальная премьера сезона — спектакль «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной в режиссуре Эдуарда Шахова и художественном решении Альберта Нестерова — вошла в анналы сразу в двух номинациях. Артисты Наталья Серкова и Ян Латышев, исполнившие роли раскулаченной Зулейхи и ее любимого врага Игнатова, были признаны «Лучшим актерским дуэтом», а в целом театральная версия бумажного бестселлера удостоилась победы в статусе «Зрительский успех».
Рекордсменом по участию в фестивалях всероссийского и международного масштаба стал спектакль «Sociopath / Гамлет», где Анатолий Григорьев исполняет заглавную роль. В октябре его намертво впаянный в виртуальное пространство гаджетов Гамлет стал героем старейшего международного фестиваля спектаклей для юных зрителей в Ростове-на-Дону — «Минифест». В феврале продемонстрировал разнообразие и разнонаправленность современного театра в рамках внеконкурсной программы «Маска Плюс» в Москве. В марте под эгидой театральной премии для молодых «Прорыв» побывал на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. В мае вышел на уровень международного признания, войдя в список избранных постановок Фестиваля театра для молодежи Augenblick mal! (Берлин, Германия) и Международного театрального фестиваля TESZT (Тимишоара, Румыния), пропагандирующего мультикультурализм и новейшие тенденции сценического искусства. И это не считая июньской поездки в Южно-Сахалинск (международный театральный фестиваль «Сахалинская рампа») и осеннего триумфа на официальной церемонии вручения XXIX новосибирской профессиональной театральной премии «Парадиз» сразу в трех номинациях.
На этом, кстати, похождения пылкого гика с iPhone’ом не закончатся. В начале октября спектакль «Sociopath / Гамлет» станет участником Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest в Ереване. Фестиваль инициирован в 2003 году для демонстрации и продвижения лучших произведений современного сценического искусства и налаживания межнациональных контактов и ежегодно представляет на крупнейших театральных площадках столицы Армении около 30 отечественных и зарубежных театров от США до Японии.
Можно предположить, масштабный фестивальный турнир, сквозь который пройдет команда «Социопата», станет важным опытом для реализации собственного форума. С 19 по 28 октября «Старый дом» проведет Международный фестиваль актуального театра «ХАОС». Организаторы обещают десять спектаклей от самых непримиримых режиссеров России, принципиально новый формат и весомый вклад в репутацию Новосибирска как современно мыслящего города. От нашего города в программе фестиваля значится спектакль «Идиот», которым откроется следующий 86-й театральный сезон. Премьера в постановке главного режиссера «Старого дома» Андрея Прикотенко назначена на 28 сентября. Специально под замыслы «Идиота» будет переформатировано пространство зрительного зала. В партере останется только 80 мест, всю остальную квадратуру займет сцена. Режиссер Андрей Михайлович уже переписывает текст писателя Федора Михайловича, а дирекция театра предвкушает настоящую «бомбу».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото предоставлено театром «Старый дом»