О чем пели «Cтруны Сибири» в Новосибирске

0
445

VI фестиваль носит посвящение памяти Владимира Гусева, которому и обязан своим появлением на свет. Впервые за всю 10-летнюю историю он проходил без своего основателя, ушедшего из жизни в декабре минувшего года, — народного артиста России, профессора, дирижера, в течение полувека возглавлявшего Русский академический оркестр и являвшегося ключевой фигурой в мире оркестрового исполнительства на русских народных инструментах.

Каждый из концертов неизменно был обращен к личности, мастерству, таланту выдающегося музыканта, практически для всех участников форума это был главный источник вдохновения — возможность совместного музицирования с Русским академическим оркестром, ощущение радости сотворчества. Как сказал один из гостей фестиваля, уже счастье — приехать в Новосибирск, этот центр народного творчества, высокой, подлинной оркестровой игры... Оркестр словно магнит притягивает увлеченных народным творчеством энтузиастов из разных уголков земли.

Концерт под названием «Только одна Россия», открывший фестиваль 21 апреля в концертном зале имени Арнольда Каца, объединил на одной сцене два старейших народных коллектива страны — Русский академический оркестр Новосибирской филармонии под руководством  Рустама Дильмухаметова и именитый ансамбль песни и танца «Воронежские девчата», многократный лауреат международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, покоривший многие сцены мира.

— Мы впервые приезжаем к вам после 1991 года, — говорит руководитель  ансамбля  заслуженная артистка России Анна Ковригина. — А в советское время мы бывали в Новосибирске, да и вообще в Сибири неоднократно, тоже по линии Росконцерта, как сейчас. Это федеральная программа — проект «Мы Россия». Но впервые мы выступаем вместе с вашим оркестром. С оркестрами работаем  с 1980 года, это для «Девчат» великий праздник: просто низкий поклон руководству вашего оркестра. Он потрясающий, уникальный. Все оркестры хороши, но этот особенно хорош. Чем? Своим профессионализмом. Я не знала Владимира Поликарповича Гусева, но много о нем слышала, и слышала об оркестре. А когда мы сюда уже засобирались, начала больше узнавать, слушать. И мы все вместе с девчатами просто в восторге: мы так сюда стремились... Оркестр просто потрясающий, и дирижер, с которым мы сейчас работали — Рустам Дильмухаметов, — замечательный. Весь коллектив желал этой встречи, и мы счастливы, что она состоялась.

***

Фестивальная программа была составлена так, чтобы показать красоту и эмоциональную наполненность русской песни, представить ее в академическом, этническом и современном ракурсах, продемонстрировать ее многожанровость. «Воронежские девчата» привезли и свой «золотой» фонд, и новинки. Всем известные «Калинка», «Валенки» или «Журчат ручьи», русские романсы (в том числе и на стихи Пушкина — в честь его 225-летия) соседствовали с колористичными песнями современной народной мистерии «Солнцеворот», где оживали русалки, пел соловей и звучал гимн Солнцу.

У следующего участника фестиваля — это Тувинский национальный оркестр, обладатель Гран-при нескольких международных конкурсов и фестивалей — множество поклонников и в Новосибирске. Они до отказа заполнили Камерный зал филармонии. Вспоминали четырехлетней давности выступление оркестра, которое по техническим причинам было спешно перенесено в Большой зал.

День второй фестиваля «Струны Сибири» благодаря встрече с Тувинским национальным оркестром отправил слушателей в полное волшебства путешествие сквозь время и пространство в седую древность, где обитает крылатый скакун, исполняет свой ритуальный танец шаман, где расстилается ореховая тайга…  В этой вселенной кочевника каждый звук — о тайнах рождения и существования мира.

Секрет эксклюзивного саунда оркестра состоит в том, что исполнители играют на аутентичных, неизвестных нам инструментах ручной работы, сделанных из кожи и определенных пород дерева. Солисты оркестра владеют всеми видами горлового пения и являются виртуозными исполнителями на музыкальных инструментах. Это удивительное сочетание тувинского горлового пения и национальных инструментов дает то самое, неповторимое, звучание оркестра.

Тувинский национальный оркестр под руководством дирижера Эртине Тумата — единственный в мире такой: играющий, поющий, рассказывающий. Он объединяет профессиональных музыкантов, чье творчество сформировало уникальный подход — с полным эмоциональным погружением — к исполнению этнической музыки и произведений в этом стиле. Оркестр познакомил и с музыкой национального балета, спел тувинские народные припевки, рассказал скороговорки.

Несомненно, фестиваль интересен своими персонажами — самобытными, оригинальными  музыкантами, коллективами, которые далеко не всегда  возможно услышать у нас: например, национальные ансамбли Бурятии, Тувы, Казахстана или Башкортостана. Привлекателен он своим уникальным инструментарием, где столько необычного, незнакомого, просто невиданного ранее. И своим удивительным звучанием, в котором каждый найдет, откроет что-то важное для себя.

Наконец, особенность фестиваля проявляется и в том, как проходят сами концерты. В один вечер на одной сцене могут находиться, встречаться разные коллективы и солисты, дополняя друг друга, что дает пищу для всевозможных сравнений и сопоставлений, а также формирует объемное восприятие народных традиций.

Финал, как правило, собирает вместе добрую половину участников фестиваля. На этот раз в заключительном концерте объединились два коллектива: новосибирский и московский. Русский академический оркестр академический русский народный ансамбль «Россия» имени Зыкиной под управлением Дмитрия Дмитриенко. (Накануне концерт ансамбля прошел в Камерном зале филармонии.) Так что выходящие к двойному оркестру дирижеры (а на этот раз их было восемь!) приветствовали сразу двух концертмейстеров.

Солисты и дирижеры представляли разные республики: Бурятию, Карелию, Татарстан. Международный статус фестиваля обеспечивало участие китайских коллег: исполнительницы на эрху, так называемой китайской скрипке Ши Сы и дирижера Сыцин Джан, вдохновенно продирижировавшего кроме китайской музыки еще и транскрипцией наших «Коробейников».

Финальную фестивальную пьесу двойной оркестр исполнял под управлением всех восьми дирижеров. Конечно, это происходило не одновременно, а поочередно, с передачей дирижерской палочки.

В этот вечер произошло и самое главное событие фестиваля: в исполнении сводного оркестра прозвучала мировая премьера «У русла ледяной Оби» — произведение, написанное нашим земляком, композитором Григорием Зайцевым специально для «Струн Сибири» и посвященное его «душе» и создателю — легендарному Владимиру Поликарповичу Гусеву.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Новосибирская филармония

Ранее в «Новой Сибири»:

«Ромео и Джульетта» впервые запоют на сцене «Красного факела»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.