XI Транссибирский арт-фестиваль, открывшийся 20 марта в концертном зале имени Арнольда Каца, весьма представителен и объемен. Всего запланировано проведение около полусотни событий, больше половины из них — в Новосибирске, в «сердце» фестиваля. Еще десяток концертов приходится также на Сибирь — Красноярск и Железногорск. Остальные проходят вдали от родного города основателя форума — скрипача Вадима Репина: в Москве, Самаре, Тольятти, даже в совсем далекой Испании. Одних только концертных площадок — под два десятка. И несколько сотен участников — здесь и большие коллективы, и разные дирижеры и солисты из семи стран… Понятно, что такая разветвленная география фестиваля и наполненность событий требует от организаторов неординарных шагов. И они предпринимаются, с самой первой фестивальной сессии.
За прошедшее десятилетие фестиваль накопил немалый опыт, приобрел множество друзей, утвердился в своих главных направлениях. Это новые имена и новая музыка, обязательные премьеры сочинений современных композиторов (в том числе созданных специально для фестиваля), кроссжанровая составляющая, в которой на этот раз — театр, литература, изобразительное искусство и видеоарт. И, конечно, самый высокий уровень исполнительства и представление публике всемирно известных музыкантов.
Снова в путь
— «Снова в путь» — традиционное название нашего первого концерта, и в который раз я на этой сцене и точно так же волнуюсь, — обратился перед началом концерта к слушателям Вадим Репин. — Вас сегодня много — это самый лучший комплимент, самая лучшая награда для артистов. Я чувствую праздничную энергетику этого зала и хочу вас поблагодарить за то, что вы находитесь с нами в этом загадочном, сказочном, интересном путешествии сквозь все возможные виды искусства и желаю всем вам доброго пути!
…По традиции фестиваль открылся концертом Новосибирского симфонического оркестра, с которым выдающийся скрипач и основатель фестиваля делал в свое время первые шаги на концертной эстраде. С самого рождения форума оркестр является базовым, ключевым коллективом, участником практически всех больших фестивальных проектов. И также по традиции русская и зарубежная музыка была исполнена российскими и зарубежными артистами. Вадим Репин и Александр Князев солировали в Двойном концерте Брамса. Его, как и Пятую симфонию Чайковского, по-своему провел немецкий дирижер Жюльен Салемкур. Вот его комментарий к этому концерту.
— Эти два абсолютно разных произведения — то, с чего и должен начинаться фестиваль. Была потрясающая работа с вашим оркестром. Оркестр великолепно знает эти произведения, так что все делалось легко и с пониманием. Прекрасные солисты Репин и Князев, которые между собой великолепно коммуницируют и с юмором, с глубиной и легкостью решают очень серьезные задачи на сцене, это потрясающе. Великолепный опыт. А музыка Чайковского — мечта любого дирижера.
И я счастлив, что смог помочь, выручить фестиваль — остаюсь дирижировать Большим симфоническим оркестром имени Чайковского. «Спящая красавица» — сюита, специально сделанная Федосеевым из музыки балета Чайковского, возможно, не то, к чему вы привыкли, это своя история.
In memoriam
Памяти жертв теракта в ТЦ «Крокус Сити Холл» был посвящен сольный концерт Ильдара Абдразакова, названный по заглавию поэмы Свиридова на стихи Есенина «Отчалившая Русь». Он начинался с минуты молчания. Второй в истории фестиваля концерт In memoriam.
«Отчалившая Русь», которую автор сравнивал с огромной фреской старинного письма, пронизанная колокольным звоном и откликающимися в сердце интонациями, говорила самым правдивым языком музыки об уходящем, потерянном, утраченном, о легендарных временах, о боли и красоте, катастрофе и надежде, обо всем, что происходит и сегодня.
Красивейшие изысканные романсы Рахманинова прозвучали в продолжении программы. Жаль, что не в том объеме, как планировалось первоначально. В качестве компенсации был исполнен рахманиновский оперный шедевр — Каватина Алеко. А в завершение вечера на сцену вышел со своей скрипкой Вадим Репин, чтобы в исполнении импровизированного трио (пианистка Мзия Бахтуридзе) прозвучала знаменитая Элегия Массне.
***
Три года назад, в 2019 году, Ильдар Абдразаков привозил в Новосибирск свой музыкальный фестиваль, где царила опера. XI Транссибирский арт-фестиваль представил всемирно известного оперного певца как прекрасного камерного исполнителя. И вполне возможно, что продолжение последует.
Транссибирский арт-фестиваль невозможно представить без театральных проектов, что совершенно оправданно. Все же в мартовской его части присутствует Международный день театра, в этом году, например, отмеченный грандиозным Гала-концертом мировой звезды балетного искусства, прима-балерины Большого театра России Светланы Захаровой на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Ее партнерами и коллегами в этом проекте, объединившем знаменитую балетную классику с модерном, уникальными новейшими работами мастеров современной хореографии, стали талантливые артисты Мариинского и Большого театров. Один из них — заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов и обладатель престижных балетных премий Семен Чудин, несомненно, знаком новосибирцам: выпускник Новосибирского хореографического училища, он не раз выходил на эту сцену.
Со спектаклем-концертом по новелле Горького «Нунча» (автор идеи, режиссер и хореограф Алла Сигалова), не без балетного уклона, фестивальная публика сможет познакомиться в апреле. Но и в мартовской программе этот жанр уже был представлен.
В третий раз привозит на Транссиб концерты-спектакли Юрий Башмет. В двух предыдущих — «Ван Гог. Письма к брату» и «Гамлет» — участвовал Евгений Миронов. На этот раз в проекте «Калигула. Карнавал животных», построенном на сочетании несочетаемого: трагедии и эксцентрики. Философско-трагическое повествование Камю о римском диктаторе Калигуле звучало на музыке квартета Шуберта «Смерть и девушка» в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы» (переложение для камерного оркестра Малера), которую кто-то хотел бы послушать в отрыве от текста. А другим, напротив, музыка мешала услышать слова пьесы в исполнении Константина Хабенского.
— Такие шедевры классической музыки, как симфонии Шуберта, Бетховена, Моцарта, Чайковского, апеллируют к самой сути человека, к основным категориям, говорит Юрий Башмет. — Поэтому как мы играли до того, как решили с Константином совместно делать это, мы так и играем, только кое-что сокращается, повторяется. Наша совместность — в движении и силе выражения. И это большой труд слушателя — чтоб он включился слушать и мощный текст, и гениальную музыку. То текст мешает музыке, то музыка мешает тексту. Поэтому от слушателя требуется невероятная концентрация и понимание. Когда два шедевра сталкиваются на какое-то время и должны сосуществовать в этом процессе совместно.
Видимо, в награду за большой труд слушателя второе отделение преподносит ему в качестве подарка «музыкальную шутку» Сен-Санса — этюды на тему посещения зоопарка с игривыми текстами и фотосессией, устроенной артистом. Публика в восторге от того, как обаяние Башмета-дирижера и юмор и ирония Хабенского-чтеца делают их импровизацию на темы «Карнавала животных» Сен-Санса незабываемым театральным зрелищем.
Впервые в Новосибирске и в мире
Кульминацией первой половины фестиваля стал концерт 26 марта — с традиционной для арт-фестиваля премьерой. Исполнение Вадимом Репиным новых, только что созданных сочинений композиторов-современников, в том числе специально написанных для фестиваля и его художественного руководителя, происходит ежегодно, причем в присутствии авторов музыки. Так было с премьерами Софии Губайдулиной, Ильи Демуцкого, Леры Ауэрбах, Беньямина Юсупова, Александра Раскатова, Арво Пярта, Полада Бюльбюль оглы, Михаила Плетнева и не только. Порой фестиваль проводил и не одну премьеру в сезон.
В этом году на сцене концертного зала состоялась мировая премьера Скрипичного концерта Кузьмы Бодрова, написанного по заказу Транссибирского арт-фестиваля и посвященного первому исполнителю Вадиму Репину, выступавшему как обычно на представлении новой музыки с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением главного дирижера Димитриса Ботиниса.
Музыка 43-летнего композитора, выпускника Московской консерватории, очень востребована. Она звучит в России, Европе, Америке, Австралии и Новой Зеландии. Ее исполняют ведущие коллективы и солисты. Она живет в кино, где и ее автор однажды снялся в роли самого себя — композитора. Он участвует в различных, порой самых необычных проектах, как, например, открытие праздничного концерта на Байконуре в память о полете первого космонавта, где также находился в тот момент и худрук Транссиба Вадим Репин, не раз, кстати, исполнявший произведения композитора .
— Каждое новое сочинение, заказанное для этого фестиваля, — это как символ того, что время движется вперед, создаются новые сочинения, и они исполняются лучшими силами, выдающимся скрипачом и выдающимся оркестром, — сказал Бодров журналистам перед премьерой.
Он также пояснил, почему концерт написан не в традиционной трехчастной форме:
— Я иду на намеренный обман публики, она ожидает третью часть, но музыка вдруг выходит на большую коду. Это как человек живет и думает, что у него впереди еще много всего-всего. А, оказывается, нет — все здесь и сейчас…
И, наконец, автор раскрыл секрет своей авторской идеи и техники ее воплощения. Она восходит к старинной композиторской практике, корни которой уходят в эпоху барокко и ренессанса. Речь идет о таком распространенном, интересном и даже мистическом феномене, как монограмма, когда латинские буквы имени человека начинают соответствовать названиям нот. Так что зашифрованное имя выдающегося скрипача теперь звучит в новом скрипичном концерте.
Остается добавить, что мировая премьера прошла в окружении классических шедевров, также открывших публике нечто новое. В «Вариациях на тему рококо» Чайковского блеснул испанский виолончелист Габриэль Уренья, дебютант фестиваля, а завершившая вечер грандиозная неоконченная Девятая симфония Антона Брукнера, чье 200-летие отмечается в этом году, также была воспринята многими слушателям как премьера.
Что ж, фестиваль продолжается и готовит любознательным слушателям еще немало сюрпризов.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото: Новосибирская филармония
Ранее в «Новой Сибири»:
К 100-летию Арнольда Каца. Дирижирование как человековедение и человековидение