От Дней памяти Арнольда Каца — к «Валторновым дням»

0
2795

Идея, родившаяся «из воздуха»

О предстоящих событиях в музыкальной жизни Новосибирска рассказывают художественный руководитель филармонии Владимир Калужский и Станислав Янковский, автор музыкального проекта «Сибирские валторновые дни».

...Лишь только закончился шестой «Белый фестиваль», как сердце уже начинает учащенно биться в предчувствии новых звуков концертного зала: скоро начнется осень — и она, как всегда, порадует нас новыми концертами и фестивалями.

Арнольд Кац — человек, заложивший основы сегодняшней новосибирской филармонии, в последние годы жизни стал безусловным авторитетом и культовой фигурой. И вот в этом году третьего сентября в филармонии начинаются, наконец, концерты, посвященные памяти Арнольда Михайловича. Прокомментировать это событие мы попросили Владимира Михайловича Калужского.

— Идея, давно витавшая в воздухе и неоднократно обсуждаемая начинает воплощаться в жизнь?

— Да, мы уже несколько раз занимались обсуждением этого вопроса. В прошлом году Лев Григорьевич Крокушанский, много лет работавший с маэстро в качестве директора коллектива, предложил провести такой фестиваль Каца в год, когда маэстро исполняется 95 лет. Мы много спорили о том, в каком виде фестиваль должен проходить и решили, что он должен быть ограничен шестью программами и семью концертами с участием тех коллективов, к созданию которых причастен маэстро. Если бы мы себя не ограничили, фестиваль растянулся бы на весь сезон.

— Открывается фестиваль концертом академического симфонического оркестра с участием одного из ярчайших скрипачей нашего времени Максима Венгерова.

— Арнольд Михайлович сыграл в судьбе  Максима большую роль, и то, что именно этот музыкант будет играть на открытии дней Каца, это, прежде всего знак глубокого уважения к маэстро. Максим востребованный музыкант, у него масса обязательств и как скрипача и как дирижера — он приезжает в Новосибирск не чаще чем раз в десять лет. Поэтому этот концерт большая удача для любителей академической музыки.

— Конечно. Хочу лишь добавить, что в жизни Максима, как и в жизни Вадима Репина, большую роль сыграл Тихон Хренников.

— Программу вечера предложил сам Максим, и она весьма символична: мы услышим два сочинения Дмитрия Шостаковича, к творчеству которого Арнольд Кац относился с особым вниманием: Первый скрипичный концерт и Десятая симфония. Напомним, первым произведением, которым он дирижировал со своим, вновь созданным оркестром, была как раз эта симфония.

*   *   *

Согласно легенде, знаменитый дирижер Курт Зандерлинг однажды сказал молодому Арнольду Кацу: «Если хочешь чего-то достичь, нужно иметь свой оркестр». Не станем утверждать, что эта фраза определила судьбу Арнольда Каца, но по факту все именно так и сложилось. Маэстро создал свой оркестр, более полувека возглавлял его и вывел в ряд коллективов, получивших мировое признание. Сегодня этим оркестром руководит сын Курта Зандерлинга — Томас, который гордится тем, что они с Максим встретятся вместе в зале, носящем  имя Каца.

— С Новосибирским симфоническим под управлением Арнольда Каца начинал свою головокружительную карьеру скрипача Максим Венгеров. Насколько я знаю, на этот раз всемирно известный скрипач выступит в двух лицах: как солист — в Концерте Шостаковича, и как дирижер — в Десятой симфонии.

Максим Венгеров

— Да, маэстро человек очень разносторонний — он дирижировал и оперными спектаклями. Отсюда и появление в программе концерта Вероники Джиоевой, в котором она исполнит арии из опер.

— Вероника согласилась с вашим предложением или сама проявила интерес?

— Предложила сама, и мы с радостью согласились.

— Ведь она участвует в двух фестивалях сразу, один из которых назван ее именем. Интересный у нас выдастся сентябрь.

— В выступлении концертного духового оркестра, детища Арнольда Михайловича, примет участие нечастый гость концертного зала народная артистка России Татьяна Ворожцова и заслуженный артист России Николай Лоскуткин. Эту серию продолжит концертное открытие нового сезона абонемента номер один нашей филармонии. Это первый абонемент симфонического оркестра, которому вот уже полвека. Это Симфония №4 Чайковского, Концерт для скрипки с оркестром и «Гебриды» Мендельсона, солистом выступит Андрей Баранов, а дирижером Томас Зандерлинг. Еще можно будет услышать два концерта коллективов, созданных Арнольдом Михайловичем — «Filarmonica квартет» и ансамбль солистов «Новосибирская камерата».

— Во время нашего разговора  вы упомянули о предстоящем фестивале валторнистов. Это удивительное событие. Хотелось бы узнать какие-нибудь подробности, кроме того, что инициатором фестиваля стал заслуженный артист России Станислав Янковский.

— Станислав не только придумал этот фестиваль, но и нашел спонсора, убедил в его необходимости региональное министрство культуры. Но подробности он расскажет лучше меня.

— Я понимаю, что у вас есть и полная поддержка со стороны слушателей. Ведь теория только тогда становится силой, когда овладевает массами.

— Это проблема сегодняшнего дня.

— Кстати, о проблемах сегодняшнего дня. Это «Фестиваль на ступенях», которому исполнилось бы уже четверть века и который стал непременным атрибутом культурного городского ландшафта. В канун дня города, в двадцатых числах июня, все давно привыкли наблюдать картину, когда любители музыки располагаются на травке у ступеней камерного зала. А в этом году…

— Да, в этом году фестиваля на ступенях не было. Официально из-за возможного ремонта фасада здания. Которое было под вопросом, но оказалось удобным поводом для отмены этого фестиваля, который никакой финансовой отдачи не давал и никакого интереса для руководства филармонии не представлял, — вот и нашлась причина его не проводить. Хотя зритель у нас с выдумкой: удобно расположился в сквере Героев революции, где можно было слушать концерты в Тихом дворике так же бесплатно, как и на ступенях камерного зала.

Валторнисты готовят сюрпризы

По поводу упомянутого выше важного события в музыкальной жизни Новосибирска мы задали несколько вопросов заслуженному артисту России Станиславу Янковскому, автору и двигателю международного фестиваля валторновой музыки «Сибирские валторновые дни», который пройдет в Новосибирске  с 21 по 27 октября.

— Станислав, вы творческий человек, и как любого творческого человека вас не покидает желание придумать что-то новое. Томас Зандерлинг высоко оценил идею этого фестиваля, и особенно мастер классы, в которых начинающие музыканты встретятся с маститыми профессионалами, — такие встречи нередко меняют жизнь молодого таланта. Расскажите, как все начиналось?

— Идея фестиваля родилась после того, как руководство нашего оркестра — в первую очередь наш дирижер Томас Зандерлинг — пригласил Оливье Дарбелле, прославленного музыканта, профессора высших школ музыки городов Люцерн и Лозанна в Швейцарии, в качестве солиста. К тому же Дарбелле дал свое согласие не только на сольные выступления, но и на проведение ряда мастер-классов, пожертвовав при этом участием в фестивале барочной музыки в Великобритании. Мы решили, что этим ограничиваться не стоит и обратились к ведущим валторнистам в России — это артисты Мариинского театра Александр Афанасьев и Юрий Акимкин, а также солист Ростовского государственного музыкального театра Андрей Карапищенко. Они также заинтересовались и дали согласие на свое участие. Подобного творческого формата среди исполнителей на духовых инструментах в России еще не было. А моделью создания нашего международного фестиваля послужили знаменитые европейские проекты, такие как Обвальденский фестиваль, Люцернский фестиваль, «Валторновые дни» в Миндельцеле.

Оливье Дарбелле

— Станислав, но ведь фестиваль это не только мастер классы, но в первую очередь и сами концерты. Где они состоятся, и что нам предстоит услышать?

— Концерты фестиваля будут проходить ежедневно практически на всех значимых площадках города: концертный зал имени Арнольда Каца, камерный зал филармонии, концертный зал Новосибирской специальной музыкальной школы, в Доме ученых Академгородка. Слушателей ждет масса приятных открытий. Это, например, интервью-шоу, выставка ведущих европейских валторновых мастеров. Будут представлены разнообразные произведения композиторов разных эпох и стилей. Публика сможет впервые услышать звучание хора валторн. Специально для этого фестиваля было приобретено колоссальное количество нот, что позволит услышать произведения, которые в России еще не исполнялись. К примеру: произведения Керри Тернера и знаменитые переложения Хора венских валторн. 85 процентов всех сочинений, представленных на фестивале, будут являться российскими премьерами. А на закрытии фестиваля всех ждет грандиозный сюрприз.

 

*   *   *

Министр культуры НСО во время нашего недавнего разговора с гордостью сообщил о предстоящем фестивале «Сибирские валторновые дни». Как выяснилось, помимо средств, выделенных министерством культуры области, проекту помогает еще и спонсор. Объяснить такой интерес к мероприятию мы попросили Игоря Панфилова, гендиректора одной из крупных девелоперских компаний.

— Причина — в любви к музыке, да и любви к родному городу. К тому же, мы не боимся экспериментировать, всегда стремимся быть немного новаторами в тех проектах, которые реализуем. Так сложилось, что Новосибирск знаменит прежде всего своей скрипичной школой, а духовая школа — очень высокого уровня, по нашему мнению, — не так широко представлена публике. Подобная специализация позволит вызвать ажиотаж буквально европейского масштаба, ведь подобные мероприятия в формате «бенефиса» одного музыкального инструмента почти не встречаются в мире. Надеюсь, что данный проект получит свое дальнейшее развитие и станет регулярным событием в культурной жизни России, сделав Новосибирск точкой притяжения звезд мировой музыки.

Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.