Новосибирские кинематографисты стали лауреатами фестиваля документальных фильмов
ФИЛЬМ, снятый в Сузунском районе новосибирскими кинематографистами Валерием и Евгением Соломиными, стал лауреатом 29-го открытого фестиваля документального кино «Россия». Лента под названием «Отец и сыновья из Кротово» завоевала Гран-при престижного в своей области конкурса, а также удостоилась гранта Национального фонда поддержки правообладателей для создания следующего фильма, приза зрительских симпатий и спецприза им. Леонида Гуревича «За оригинальное драматургическое решение».
«Отец и сыновья из Кротово» — фильм о Василии Абрамове и двух его взрослых сыновьях, которые живут в маленькой сибирской деревне Кротово. Это труднодоступная и, мягко говоря, малонаселенная деревня. Все семьи, кроме Абрамовых, давно уехали. Только благодаря чуду в деревне до сих пор есть электричество и ее не вычеркнули из реестра населенных пунктов Новосибирской области. У семьи большое хозяйство — лошади, коровы, курицы, арбузное поле, покосы. Они честно работают и привыкли зарабатывать своим трудом. Но в их жизни случается несчастье — в драке сыновья Петр и Дмитрий убивают человека. Получают срок, а их отец Василий Дмитриевич остается наедине со своим многочисленным хозяйством. Несколько лет он будет стараться делать все, чтобы сыновьям было куда вернуться из колонии.
Киностория отслеживает непростую жизнь фермера и его сыновей на протяжении десяти лет. Первые съемки, которые стали ядром фильма, Валерий Соломин сделал в 2008 году с оператором, которого тоже сейчас уже нет в живых, — Владимиром Ронгайненом.
«Героев отец нашел только благодаря тому, что купил дом в соседней деревне, — рассказал Евгений Соломин после фестивального показа порталу «Облгазета. Ru». — Познакомился с главным героем — Василием Дмитриевичем Абрамовым. И не просто познакомился, а сдружился, потому как они были примерно одного возраста, их многое связывало в человеческом плане. Понятно было, что надо снимать, — история очень мощная, перспективная, с большим количеством отсылов к литературе, к XIX веку: зима, старик совсем один в деревне, в Сибири, дети сидят за убийство... Отец за это все ухватился. Начались съемки. Потом он снимал, как дети главного героя выходят из зоны. Но ему не совсем нравилось то, что у него получалось. Точнее, совсем не нравилось. И отец мечтал к этому материалу вернуться, дожать его, приподнять на тот уровень, который бы его как художника устраивал. У отца была идея использовать съемки, сделанные в прошлом, доснять настоящее — как герои живут сейчас. И объединить все это в один полнометражный фильм. Но он не совсем понимал, как это сделать, и даже не дойдя до съемок, умер — инсульт случился у него прямо в монтажной, где он как раз там возился с отснятым материалом. И поскольку такая трагедия произошла, а картину надо было делать, к работе подключились я и мой старший брат Витя. Витю нельзя назвать профессиональным оператором, но в 90-е он снимал с отцом еще на кинопленку и сейчас помогает мне. Практически год мы работали над монтажом. И вот теперь я привез картину сюда, в Екатеринбург, — это была премьера. «Россия» — очень значимый для документалистов фестиваль, возможно, самый уважаемый, у него мощный исторический бэкграунд. И отец любил сюда приезжать. Поэтому у меня просто не было вариантов, где сделать первый показ этого фильма».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»