Премьера оперы «Алеко»: образ табуна лошадей — это не цыганщина

0
1512

Год Рахманинова в Новосибирске продолжит премьера оперы «Алеко» в постановке дирижера Евгения Волынского и главного режиссера НОВАТа, заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Стародубцева. Постановка состоится на Малой сцене НОВАТа 15 и 16 сентября.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер Евгений Волынский отмечает, что в этом произведении, написанном совсем юным композитором, уже явно виден его музыкальный гений и задано направление дальнейшего развития его творчества:

— Моя задача в этой постановке — сохранить во всей полноте музыкальное богатство рахманиновского сочинения. При всей мелодической щедрости и заданной оперным жанром номерной структуре здесь уже видно мощное ораториальное начало, которое в полную силу развернется в таких произведениях зрелого композитора, как его «Колокола», «Всенощное бдение». Вероятно, именно эта особенность стиля «Алеко» определяет сложность постановки этой оперы: живое, напряженное действие и весь психологизм здесь сосредоточены в ариях, дуэтах, ансамблях, а хоровые сцены, несмотря на яркую живописность, почти не влияют на динамику действия, ничего не раскрывают. Возможно, в этом причина того, что далеко не все сценические версии «Алеко» удачны: сложно на большой сцене выразительно уравновесить эмоциональное напряжение между главными персонажами и некоторую внутреннюю статичность хоровых сцен. На мой взгляд, условия камерной сцены НОВАТа позволят нам достичь такого равновесия, и мы сможем раскрыть всю глубокую эмоциональность этого материала.

Первое оперное сочинение гения русской музыки Сергея Рахманинова, написанное им еще в годы обучения в консерватории на сюжет поэмы «Цыганы», станет также продолжением новосибирской «Пушкинианы» — цикла оперных постановок на сюжеты произведений Пушкина.

— Да, «Алеко» Рахманинов написал, будучи совсем молодым, и просто невероятно, насколько гениальна эта музыка и насколько она пронизана всеми бушующими эмоциями молодости — любовной страстью, бунтарством, жаждой свободы, — отмечает режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев. — Наша задача в постановке — сохранить эту вольную стихию молодой энергии, максимально ярко выразить ее в музыке, в вокале, в образах персонажей.

По замыслу Вячеслава Стародубцева, центральной идеей визуального решения спектакля стал образ табуна лошадей. Авторскую концепцию режиссера реализует художник-постановщик спектакля — Тимур Гуляев. Сценограф рассказывает:

— Пространство спектакля мы задумали не просто как ночной пейзаж с красноватой луной, как указано в либретто, а как дизайнерский интерьер, воспроизводящий атмосферу ночного берега, в оформлении которого много силуэтов лошадей. В костюмах мы старались избегать пестроты и разноцветья, того, что называют «цыганщина», предпочтя более сдержанное, «дорогое» цветовое решение, — и детали, отсылающие к элементам конной упряжи. Но они неназойливы, а лишь конструктивно добавляют образу связь с лошадьми — сильными, красивыми, но все же подчиняющимися воле человека.

Иллюстрация предоставлена пресс-службой НОВАТа

Ранее в «Новой Сибири»:

Двенадцать спектаклей и семь тысяч зрителей за один вояж

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.