Накануне православной Пасхи Новосибирская филармония заменила исполнение «католического» реквиема на более подобающий репертуар.
В СЕРЕДИНЕ апреля слушателей абонемента № 1 Новосибирской филармонии, которые пришли на «Реквием» Джузеппе Верди, сначала порадовали выступлением Новосибирской хоровой капеллы с программой духовной музыки, а затем — фрагментами оперы Чайковского «Евгений Онегин». Заменой репертуара новосибирских любителей музыки не удивишь: всем уже все стало понятно, когда перед самым началом концерта на сцене увидели одинокий рояль. И все же некоторое недоумение осталось даже после сообщения о переносе «Реквиема» на 17 мая.
Общая картина отмены-замены складывалась и из других деталей: например, на сайте филармонии появилось сообщение о планах исполнить в рамках абонемента кантату Прокофьева «Александр Невский». Кое-кто из публики к тому же заметил, что в череде номеров из «Евгения Онегина» не прозвучало ни одной арии в исполнении главного героя оперы (тут все проще простого: из столичных «Геликон-оперы» и «Новой оперы» солистов приглашали именно на «Реквием», в партитуре которого отсутствуют партии для баритона).
Откуда возникли такие сложные проблемы вокруг обычного концерта симфонического абонемента? Почему в филармонии вдруг решили отдать одно отделение симфонического концерта исполнению давно апробированной программы хоровой капеллы, а второе посвятить беспроигрышным хитам из оперы Чайковского?
Возможные предположения породят еще больше недоумений. Дело в том, что за неделю до концерта один из телеграм-каналов, который даже в своем названии слово «культура» использует в уменьшительно-ласкательной форме, обрушился на «Реквием» Верди: неизвестный автор ресурса в издевательской форме назвал недопустимым исполнение такого «не нашего» произведения накануне главного праздника Православия — Пасхи. В дополнение ко всему директор концертной организации и ее художественный руководитель были названы в посте «дуэтом клоунов Биба и Боба».
Упомянутый телеграм-канал уже получил широкую известность в узких кругах новосибирцев — с аудиторией в 840 человек он прославился троллингом ряда «либеральных» культурных деятелей Новосибирска и России — вроде экс-директора «Красного факела» или солиста группы «Несчастный случай». Правда, в этих своих обличительных сюжетах канал бежал далеко позади паровоза, лишь реагируя на действия активистов и правоохранительных органов.
Пожалуй, в борьбе с «провокационным» исполнением «Реквиема» Верди канал впервые сумел сработать на опережение. Характерно, что за последнее время успешными публикациями ресурса можно назвать разве что посты о спектакле по мотивам книги Марии Пустовит, который так и не был поставлен в Малом зале филармонии. Но и это эксклюзивом ресурса назвать трудно: канал лишь опубликовал обращение координационного совета по защите общественной нравственности к прокурору области, где предстоящее мероприятие было названо «антикультурной диверсией». Зато в комментариях удалось развлечься: безобидный спектакль по произведению малоизвестной украинской писательницы в форме «антизначимости» приравнивался к концерту в Новосибирске оркестра Ленинградской филармонии под управлением Мравинского в 1942 году. Мол, можете ли себе представить, что тогда исполнили бы не 7-ю симфонию Шестаковича, а гимн НСДАП «Хорст Вессель»?
Кроме всего прочего, телеграм-канал имел все шансы испортить настроение и Вадиму Репину во время Транссибирского фестиваля, где исполнялось произведение эстонского композитора Арво Пярта. Но здесь ресурс явно затянул с провокационным вопросом о том, идут ли авторские отчисления «милому эстонскому дедушке» сразу на счет ВСУ.
Примечательно, что в этот же день, когда в Новосибирске должен был прозвучать Верди, в Московской филармонии прошел концерт, в программе которого тоже числился «Реквием» — Дьёрдя Лигети, чей мрачный опус называют шедевром позднего авангарда, а аудитории он известен больше по фильму «Космическая одиссея-2001» Стэнли Кубрика. На сцене зала Чайковского в этом же концерте прозвучало еще одно радикальное произведение, в ходе исполнения которого использовалось восемь перевернутых велосипедов, а в финале 120 оркестрантов извлекли из своих смартфонов характерное велосипедное «жужжание». Но после всего этого мир не рухнул, музыканты заслужили овации, а концерт — неплохую прессу.
***
Вопрос остается прежним: зачем нужно было тратить столько сил, нервов и репетиций, в течение недели меняя программу обычного вполне безобидного абонемента? Стоило ли вообще серьезно реагировать на реплику анонимного телеграм-канала? Конечно, интернет-ресурс — не средство массовой информации, на него иск о защите репутации в суд не подашь. Да и изучать матчасть его не заставишь — чтобы разбирался, что «Реквием» Верди не «латинский обряд», а — по умолчанию — композиторское светское произведение: в Советском Союзе эти пластинки издавались миллионными тиражами.
Привычный инструментарий и стиль каналов, анонимно занимающихся троллингом, давно сформировался. У них своя малопонятная матчасть. Авторы ресурса, как выясняется, даже знакомы с «Песней Хорста Весселя», ставшей гимном печально известной немецкой рабочей партии.
Виктор ТИТОВ,
специально
для «Новой Сибири»
Фото предоставлено Новосибирской филармонией