На сцене концертного зала имени Каца вновь выступил Русский академический оркестр — превосходный коллектив, которому подвластно если не все, то очень и очень многое, для которого нет секретов музыкального исполнительства. «Роман с оркестром» — это концерт-посвящение Маэстро Владимиру Гусеву.
Музыканты оркестра, собственно, ничего не навязывают своим слушателям. Они просто и естественно — что возможно только при самой углубленной работе — живут в этом мире звуков, звучаний, интереснейших взаимодействий и отношений (друг к другу, к своему инструменту, к дирижеру, к исполняемой музыке) и приглашают всех желающих присоединиться к ним. Здесь все наполнено смыслами, личными ощущениями, здесь в самом деле «поет и дышит каждая струна». И этот живой, молодой, устремленный в будущее оркестр практически находится на пороге своего столетнего юбилея, до которого остается каких-то три года. И безусловно, что золотыми буквами в его историю навсегда вписано имя Владимира Поликарповича Гусева.
Половину пути, полвека оркестр прошел под управлением этого легендарного музыканта. Несомненно, его личность, его ориентиры, его вкус формировали эстетику коллектива, такой привлекательный его облик, несмотря на все трудности и препоны, что вставали на этом пути, и таковых было немало.
Коллеги дирижера не упустили из виду ни одно из направлений деятельности своего лидера. Ни его заботу о появлении нового репертуара для русского народного оркестра, о взаимодействии с современными авторами, ни создание новых обработок и аранжировок для оркестра — как известной классики, так и редко звучащих сочинений. И специально написанные, давно и только что, для оркестра произведения, в том числе с посвящением Владимиру Гусеву, а также его аранжировки, в том числе и последняя, еще не исполнявшаяся, звучали в этом концерте. Звучала также тема учеников профессора Гусева, а еще — тема дружбы. Об этом говорил, в том числе от имени дирижера Владимира Федосеева и балалаечника Андрея Горбачева, московский дирижер и большой друг маэстро Эдвард Маковский. Свое стихотворение в память о друге читал одноклассник маэстро, заместитель председателя Сибирского отделения Российской академии наук Эдуард Скубневский.
Едва ли не все солисты Новосибирской оперы, филармонии, театра музыкальной комедии выступали с Русским академическим оркестром. Некоторые из них стали постоянными партнерами оркестра, как, например, сопрано Татьяна Ворожцова, народная артистка России, чей голос звучит на нескольких дисках оркестра. И вот сейчас она специально приехала почтить память любимого дирижера. Аве Мария Шуберта, романс Чайковского и Старинное танго Лядовой образовали одну из глав «Романа с оркестром».
Виртуозно использующая жанр народного вокала Дарья Рубцова, молодая артистичная певица из Москвы, также стала солисткой вечера «посвящения», исполнив русские народные песни, в том числе и в обработке Рахманинова. Вообще-то, практически все, кто однажды работал с Владимиром Гусевым и его оркестром, не ограничиваются единственным выступлением, вновь и вновь выражая желание вместе выходить на сцену. Так и баритон Владислав Косарев, очаровавший публику «Белой лебедью» Флярковского, еще один московский исполнитель, уже известный новосибирцам по своим предыдущим выступлениям, не мог не стать участником концерта-посвящения, как и заслуженный артист РФ солист Новосибирской оперы бас Николай Лоскуткин, мастерски мощно исполнивший с оркестром под управлением Рустама Дильмухаметова знаменитую «Тачанку».
И еще двух солисток-вокалисток услышала на концерте публика, но это уже имело отношение к следующей главе «Романа с оркестром», той самой, что называется «Юные дарования Сибири». Эта программа Русского академического оркестра существует уже более двадцати пяти лет, и благодаря ей талантливые дети — юные музыканты различных специальностей всей Новосибирской области могут показать себя на большой сцене, выступить в сопровождении одного из крупнейших известнейших коллективов страны, что дает большой стимул к дальнейшему росту и творческому развитию. Анастасия Лысякова с песней «Эх, Андрюша» — уже выросшее «юное дарование» — активно выступает на профессиональных сценах. А вот Эмили Атуахина еще школьница, но уже привлекает внимание своим зажигательным эстрадным вокалом.
Особую главу «Романа», наверное, даже несколько глав озвучили солисты оркестра. Без их оригинальных, креативных сольных номеров не обходится практически ни один концерт коллектива. В прошедший 27 мая концерт-посвящение каждый из них внес что-то свое, индивидуальное, сделал свое приношение. Концертмейстер группы домр Анастасия Кириленко в русле современных политических тенденций предложила вниманию публики китайскую пьесу «Восход солнца над горой», концертмейстер группы альтовых домр Анастасия Ивченко сыграла последнюю, еще ни разу не исполнявшуюся аранжировку Владимира Гусева «Фанданго» Маркеса. Дуэт балалаек Андрей Гуревич-Вадим Шелепов взял для своего выступления сразу несколько тем (шутку, иронию, что так любил Гусев, импровизацию, джазовые ритмы) и умудрился смело, весело, дерзко, разбивая все стереотипы, все объединить. Композиция называлась «Жили у бабуси…», там действительно звучал этот знакомый мотив. Начиналась она с оркестрового вступления, за дирижерским пультом стоял народный артист России Андрей Гуревич, а затем за дело принимались две виртуознейшие балалайки, подзадоривая друг друга, вплетая новые знакомые мелодии…
Гусляр, пианист и теперь уже дирижер оркестра Владимир Ефимов представил в концерте свою пьесу — «Мореску» и завершил концерт за фортепиано, исполняя с оркестром пьесу Бибергана «Любимая мелодия».
Концерт-посвящение Маэстро состоялся 27 мая, конечно же, не случайно: именно в этот день в поселке Чаны Новосибирской области 84 года назад появился на свет будущий музыкант, выдающийся дирижер — народный артист России Владимир Поликарпович Гусев. Благодаря маэстро оркестр держит высокую планку, являясь художественным и профессиональным ориентиром для многих коллективов. И главное — бережно хранит и развивает традиции русского исполнительского искусства, за что всю жизнь ратовал маэстро. Его оркестр, его любимые музыканты, друзья и коллеги устроили роскошный трехчасовой праздник музыки в его честь. А в зале собрались те, кто помнит и любит маэстро, для кого важно продолжение его дела.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото: Михаил АФАНАСЬЕВ
Ранее в «Новой Сибири»:
Умер худрук и главный дирижер Русского академического оркестра Новосибирской филармонии