Выставка «Репин, Шишкин, Айвазовский и другие. Шедевры русской живописи», открывающаяся 15 февраля, знакомит посетителей Новосибирского художественного музея с уникальными работами российских живописцев из собрания Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева. Всего на выставке представлено около 70 произведений живописи середины XIX — первой половины XX века, созданных такими великими художниками, как Иван Айвазовский, Илья Репин, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Иван Крамской, Константин Юон, Давид Бурлюк и другие.
Особое место на выставке занимают произведения художников первого ряда. Среди них, например, хрестоматийная работа Ильи Репина «Нищая», самая знаменитая картина из коллекции русского искусства Иркутского художественного музея. Эту картину в свое время Третьяковская галерея пыталась обменять на несколько произведений из своей коллекции.
В портретной галерее выставки выделяется великолепный по живописи портрет императрицы Марии Федоровны кисти знаменитого столичного мастера, представителя петербургского академизма, самого высокооплачиваемого художника второй половины XIX века Константина Маковского. Здесь он отходит от канонов парадного императорского портрета, изобразив Марию Федоровну как светскую красавицу.
Наиболее яркое представление о пейзажном жанре в искусстве середины XIX века дают произведения художников академического направления Ивана Айвазовского и Алексея Боголюбова, которые наполнили традиционный пейзаж высокого классицизма новым романтико-поэтическим содержанием.
В середине XIX века растет интерес художников к историческим эпизодам. Константин Маковский в картине «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного» (1880-е гг.) со всеми реалистическими подробностями воссоздает быт и нравы времен Ивана Грозного. Героем полотна Маковский сделал не царя, а князя Михаила Петровича Репнина, чей род происходил от князей Черниговских, отказавшегося участвовать в маскарадных увеселениях Ивана Грозного.
В 1860-е годы романтических героев в живописи сменили новые персонажи, диктующие иные художественные задачи, иные изобразительные приемы. Иван Крамской вошел в историю русского искусства как один из наиболее значимых петербургских художников второй половины XIX века, предводитель «бунта четырнадцати», один из членов-учредителей и ведущий идеолог Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижников.
Собрание произведений российских живописцев, экспонируемое на выставке, включает пейзажи знаменитых художников-передвижников: «Ночной пейзаж» Архипа Куинджи, «Сосновый лес» Ивана Шишкина, «Аллею» Исаака Левитана, «Сосновый бор», «Зимний закат» Юлия Клевера. Все эти картины привлекают мастерством исполнения и вниманием художников к «милой простоте родного отечества».
6+
Ранее в «Новой Сибири»:
«Искусство любви». Работы новосибирских художников в Белой галерее «Победы»
Новосибирский художественный музей: Непростая простота утонченных работ Ильи Комова