Символизм Сибири в жестких рамках минимализма

0
1659

В День культуры, который отмечается в этом году 25 марта, в художественном музее открылась выставка омских художников Анатолия и Алексея Чермошенцевых.

Это двенадцатая по счету выставка проекта под общим названием Persona Grata, которая на этот раз представляет творчество двух известных художников из Омска.

Анатолий Алексеевич Чермошенцев, ушедший из жизни в 2014 году, — известнейшая фигура среди художников Сибири: он прославился своими знаменитыми графическими работами, в которых пафос строителей нового общества удачно сочетался с приёмами декоративного характера, где не было ничего лишнего и всё подчинялось психологической правде ситуации. В дальнейшем он обратился к живописи, но его черно-белые работы сильнее всего отпечатались в памяти поколений прошлого века.

Куратор выставки и организатор проекта Александр Клушин накануне открытия выставки поделился с «Новой Сибирью» подробностями из жизни художников.

В какой-то период, как я понимаю, Чермошенцев испытывал какой-то прессинг со стороны своих коллег… Ну, так всегда ведь бывает. К тому времени он уже стал заслуженным художником и так далее. Анатолий Алексеевич прославился в советское время своими линогравюрами на производственные темы и на деревенскую тематику, но при этом он сумел остаться очень самобытным художником. Мне кажется очень интересным и важным, что он в свое время получил серьезную моральную поддержку от Николая Демьяновича Грицюка. Об этом мне рассказал его сын Алексей. Оказывается, еще довольно молодой Чермошенцев — они даже дружили, и Грицюк очень сильно его поддержал на первом этапе, увидев в художнике что-то настоящее, несмотря на то что они оба были совсем разные — один работал в некой импровизационном жанре, а другой склонялся к тематической манере.

По словам сына, Анатолий Алексеевич всю жизнь был благодарен Грицюку за это профессиональное понимание. В чем оно заключалось — мы не знаем. Николай Демьянович был человеком довольно широких взглядов и ободрял многих художников, не только из Новосибирска. Он мог работать в собственной манере, как никто, но в то же время умел оценивать и другие таланты.

Насколько я помню, эта выставка в рамках проекта Persona Grata планировалась довольно давно?

— Да, еще в 2019 году я составлял предварительный разговор с Чермошенцевым-младшим. Но в следующем году началась пандемия, так что я до последнего был не уверен, что выставку удастся провести даже в этом году. Очень желал бы отметить, что Анатолий Алексеевич очень хотел, чтобы его работы были выставлены в Новосибирске, чтобы это прозвучало именно в нашем городе…

Есть такое вполне устойчивое мнение, что все сделанное при социализме превратилось в анахронизм и сегодня неактуально.

—Вчера, когда мы заканчивали монтировать экспозицию, мимо нас проходил мальчик лет двенадцати — он шел на какую-то другую выставку. Попросил посмотреть. И увидев на полотне дорогу Чермошенцева, сказал: «Какой минимализм!» Я просто восхитился такому восприятию школьника. Кому-то, наоборот, может не слишком нравиться последний этап творчества старшего Чермошенцева — это ведь как раз может показаться символизмом слишком откровенным. Но все это все же остается интересным для нескольких поколений.

А что скажете о работах сына?

— Чермошенцев-младший в основном пишет пейзажи, увлекаясь, в частности, техникой света, но он наследовал у отца тему Дороги, Реки. Правда, эти природные явления у него существуют безо особого намека на символизм.

***

Надо сказать, что минимализм как прием действительно для Чермошенцева в 1960-е годы обрел лирический характер и глубокое дыхание, когда он стал писать пейзажи с сибирскими мотивами. Узнаваемая великая равнина Западной Сибири, так хорошо знакомая и новосибирцам, стала отправной точкой для создания эпических полотен с изображением родного пространства. Точка зрения с высоты птичьего полета позволила художнику акцентировать внимание на реках и дорогах как на жизненно важных артериях единого пространства, в котором купола церквей и звонницы среди разбросанных селений — символы важных духовных устремлений человека. В этих декоративных композициях чувствовалось новое отношения к прежнему пониманию образа Родины. Художник резко уходил от ее конкретно-реалистической трактовки как уголка земли со всеми его неказистыми приметами и неброской красотой.

И нет ничего странного в том, что продолжателем этих традиций стал сын художника Алексей Анатольевич Чермошенцев. Его опыт формировался, несомненно, впечатлениями от творчества его отца. От него он взял многое. Он также, как и его отец, любит обобщение формы, неспешную эпичность образов. Но он чаще опускается на землю, обнаруживая спрятавшуюся красоту в неожиданно прозаических и знакомых картинах природы. Его пейзажи более лиричны. Он стремится к более тонкой нюансировке цвета.

Тема Родины стала для семьи Чермошенцевых творческой традицией и семейным Заветом, которому они до сих пор служат.

На ретроспективной выставке можно будет увидеть более 79 работ, графических и живописных, довольно полно представляющих творчество обоих мастеров.

Сергей ЗАХАРОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.