В Центре культуры ЦК19 открылась выставка известной новосибирской арт-группы «Синие носы». На этот раз художники придумали проект на фоне реальных норильских пейзажей.
По словам Натальи Федяниной, директора Музея Норильска, «Арт-группа «Синие носы» интерпретировала ЗОЖ, как Заполярный Образ Жизни, подразумевая, что Арктика – новое перспективное место для жизни художника».
Выставка, как это всегда было принято у «Синих носов», отражает их трогательное, но ироничное отношение к авангардному искусству и выполняет функции как всеобуча, так и эмоционального откровения.
Один из участников группы Вячеслав Мизин пояснил «Новой Сибири» некоторые детали их не очень простой концепции:
— Еще в прошлую нашу поездку в Норильск мы были поражены его индустриальным размахом и вообще глобальной северностью во всех смыслах этого слова. Это все относится и к людям, что там работают, и к самому городу, который напоминает мечту о будущем 60-х годов, стоящую прямо посреди тундры.
Этим проектом мы попытались сделать как бы эмоциональное высказывание, передающее наш жизненный сибирский позитивизм. Чтобы все это передать, художники вышли посреди норильской зимы в тундру и там натирались снегом, обливались водой и поднимали при этом штанги и гантели. Поэтому первая серия фотографий называется ЗОЖ — Заполярный Образ Жизни. Такого рода радикальные упражнения вызывали, конечно, нужные позитивные эмоции.
Вторая серия фотографий называется «Белый авангард»— как бы в противовес классическому разноцветному супрематизму, который на Севере, конечно, должен быть белым. Так что мы взяли три основополагающих фигуры авангарда — круг, квадрат и треугольник, и чтобы объяснить суть метода на примитивном уровне, показали как бы авангард для младенцев: три круга — снеговичок, три треугольника — елочка, и так далее.
Следующая серия — «С клином красным» тоже посвящена снежному авангарду. Тут суть в том, что художники «Синих носов» — последние, кто еще тетешкается с русским авангардом. И вот мы как брошенные деточки бродим с красными клинышками — и по тундре, и среди девушек из клуба «Моржи Таймыра», и среди индустриальных пейзажей…Такие искренние проявления просто не могут не тронуть сердца сибиряков.
Один из двух представленных видеофильмов — «Как стать никельменом». Никельмен — это как бы мифологический персонаж, отражающий суть норильского человека. Стать им достаточно просто, я об этом уже говорил: нужно выйти в 35-градусный мороз при ветре 10 метров в секунду в тундру с двумя ведрами воды, а потом просто облить друг друга. И готово.
Да, художники, побывавшие в Норильске, уже не молоды, но все еще не сдаются и пытаются транслировать зрителю позитивные эмоции. Еще раз повторяю, что, как мне кажется, все это не может не воздействовать по-хорошему эмоционально.
Ну и помимо прочего, мы показали в норильском музее серьезную большую выставку работ сибирских фантастических «бумажных» архитекторов 80-х годов — Чернова, Гребенникова, Кузнецова, Смышляева…И добавили к этому работы норильских архитекторов 60-х годов из фондов музея — людей, которые в свое время напроектировали много всего невероятного: в частности, огромные дома-пирамиды и купол, накрывающий город.
СПРАВКА
«Синие носы» — российская арт-группа, организованная Вячеславом Мизиным (из Новосибирска) и Александром Шабуровым (из Екатеринбурга) в 90-х годах. С ними много лет сотрудничает новосибирский фотограф Евгений Иванов.
16+
Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»
Фото Евгения ИВАНОВА
Ранее в «Новой Сибири»: