Новосибирский театр оперы и балета продолжает обогащать свой детский репертуар.
СЕГОДНЯ смело можно назвать Малый зал НОВАТа музыкальным театром юного зрителя: накануне Пушкинского дня России НОВАТ представил уже восьмую оперную премьеру, адресованную детской аудитории, открыв новый культурно-просветительский цикл «Пушкиниана». Первым спектаклем проекта стала опера Виктора Плешака «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Автор идеи детских оперных проектов театра — главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев. Он и его команда давно нашли новые, а на самом деле — традиционные, восходящие к русской классике пути к сердцу зрителей всех возрастов. Вячеслав Стародубцев считает, что музыкальный театр для детей требует еще более внимательного и серьезного подхода: «Ведь, в конечном счете, от этого зависит, будет ли у оперы зритель в будущем», и вместе со своей командой в каждом новом спектакле предлагает юному зрителю новые решения и современные подходы. Не скатываясь в назидательность, он обращается к общечеловеческим ценностям через традиции и приемы, которые нам знакомы по лучшей детской музыке, кинофильмам, анимации, литературе советского периода.
Художником-постановщиком «Сказки о мертвой царевне» выступил Тимур Гуляев. Он рассказывает: «Что касается костюмов, то у нас было две задачи: чтобы они имели в основе крепкий исторический конструктив, но при этом были по-настоящему сказочными. Здесь много росписи по ткани, и мы постарались сделать так, чтобы все было украшено, но без перебора, в меру. К богатырскому снаряжению мы также подошли максимально ответственно. Было перелопачено множество исторических материалов, а сам процесс создания был очень трудоемким. Мы сделали семь доспехов — четыре кольчужных и три панцирных (состоящих из чешуек). Причем для большей зрелищности мы не просто сплели кольчугу из множества колечек, а скомбинировали ее со стальными пластинами — так доспех смотрится богаче, фактурнее.
С плетением кольчуг мы заморочились очень серьезно, стремясь к максимальной достоверности, чтобы весь этот богатырский арсенал не выглядел мультипликационным. С оружием мы тоже серьезно поработали. У наших богатырей в арсенале есть булавы, шестоперы, боевые топоры, мечи, луки со стрелами и обязательно щиты. Мы хотели добиться, чтобы наши доспехи и оружие были еще более «настоящими» чем те, которые выставляются в музеях».
Для артистов оперы Малая сцена — это вызов, здесь, в отличие от Большой сцены, нужны другие актерские приемы, требуется тонкая нюансировка пластики, мимики, ведь любая неточность в камерном пространстве Малой сцены не ускользнет от зрительских глаз. Вот и в новом спектакле у каждого персонажа — свой выразительный пластический рисунок, над которым артисты оперы работали под руководством ассистента режиссера по пластике, хореографа Сергея Захарина.
— В Малом зале прекрасная акустика, но в связи с камерностью этой сцены, здесь артист находится очень близко к зрителю и любой поворот головы, жест виден досконально, конечно, не как на крупном плане в кино, но очень явно, — отмечает Сергей Захарин, — Поэтому пластической выразительности на этой площадке можно достичь минимальными средствами. Но иногда мы прибегаем к более ярким танцевальным моментам, например, в нашем новом спектакле много элементов русского народного танца — это диктуется и музыкой, и пушкинским текстом.
Свое «горение» детским репертуаром Вячеслав Стародубцев смог передать и солистам оперной труппы. Как говорит сам режиссер, среди артистов даже есть творческая конкуренция за партии в детских спектаклях. Постоянных зрителей Новосибирской оперы «Сказка о мертвой царевне» наверняка смогла удивить: сопрано Ольга Колобова, исполняющая партии Турандот, Аиды, и Юлия Шагдурова — Ярославна в «Князе Игоре», Амелия в вердиевском «Бале-маскараде» — предстали в демоническом образе Мачехи. Здесь хочется вспомнить работу артисток в предновогодней премьере оперы «Морозко» — тогда певицы выступили в партии Фроськи, поразив зрителя яркими комедийными красками и выразительными образами.
Музыкальным руководителем постановки и дирижером премьерных спектаклей выступил Эльдар Нагиев.
Сказочную атмосферу спектакля создавало гармоничное сочетание музыки и световой партитуры от художника Сергея Скорнецкого.
Уверены, что «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» ждет долгая и счастливая сценическая жизнь, а в следующем сезоне мы увидим новые спектакли «Пушкинианы» НОВАТа. В планах театра — опера М. Глинки «Руслан и Людмила», адаптированная для юных театралов.
Марина РАДИОНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото Алексея ЦИЛЛЕРА и Евгения ИВАНОВА