«Снежная виола» в Новосибирской филармонии: от «вязанки дров» до «кривого рога»

0
1367

В Новосибирске завершается фестиваль старинной музыки «Снежная виола», главные действующие лица которого — старинные  инструменты, раритетные нотные манускрипты и прекрасные исполнители, увлеченные историческим музицированием и перевоплощением. Двадцать лет назад, когда в Новосибирске появился настоящий голландский клавесин, его заказчик и обладатель — ансамбль ранней музыки Insula Magica — устроил фестиваль старинной музыки с концертами именитых музыкантов, лидеров исторического исполнительства. Концерты фестиваля проходили в бывшем здании филармонии, переформатированном через пару лет в нынешний Концертный зал имени Арнольда Каца, и длились не час и не два.

20 лет спустя ситуация изменилась. Благодаря деятельности самого ансамбля  ранней музыки, каждый год выходящего с новыми программами, благодаря возросшему информационному потоку мы гораздо больше знаем о музыкальной истории. Но ансамбль не побоялся вновь, что называется, тряхнуть стариной  и смоделировал возвращение «Виолы». В его направленности не потерялся вкус к открытиям, неожиданным сопоставлениям, неожиданным историческим находкам.

Виола как символ  музыкального искусства барокко и реальный  инструмент с нежным звуком, представитель большого семейства струнных смычковых инструментов, присутствует в каждом из четырех фестивальных событий, как  обычно, в компании с клавесином, лютней, блокфлейтами. Но еще и с не бывалыми прежде в этом сообществе персонажами.

Открылся фестиваль музыки Ренессанса и барокко «Снежная виола — 20 лет спустя» таким знакомым названием как «Времена года». Эта музыка Вивальди, справляющая нынче 300-летие, звучит вообще-то ежедневно в разных частях пространствах  планеты. Только в Новосибирске буквально в последние несколько недель она была исполнена неоднократно: например, на концерте, посвященном  30-летию Камерного оркестра с блистательным солистом скрипачем  Павлом Милюковым, а еще Филармоника-квартет  приготовил и продемонстрировал свою оригинальную версию.

Знаменитые концерты Вивальди выдерживают всевозможные трансформации. Но чтобы место солирующей скрипки занимала… балалайка, такого еще не было! На трех струнах четыре времени года представил Денис Пенюгин, лауреат международных конкурсов, солист Мариинского театра, приехавший на фестиваль из Санкт-Петербурга.  Виртуозный музыкант — единственный в России исполнитель старинной западно-европейской музыки на трехструнке. И он же — автор этого переложения для балалайки-соло и ансамбля старинных инструментов.

О «Четырех сезонах» Вивальди вместе с балалайкой  поведали слушателям лютня и теорба,  клавесин, виола да гамба, ну и скрипки, конечно, барочные. Но наш гость не ограничился аранжировкой  только музыки Вивальди. Его не устроили существующие переводы (а их немало) поэтических сонетов, которые Вивальди предпослал каждому концерту цикла. Он сделал свои переводы с итальянского  и включил их  в  авторское исполнение. Зачем он взялся за эту работу? Ему было интересно узнать, что сказал об этих концертах сам композитор в своих стихотворных строках, как чувствовал и воспринимал эти волшебные изменения в природе. Он также предложил публике сыграть в подобие популярной телеигры «Что, где, когда» — посоревноваться со знатоками, которым  однажды пришлось отвечать на вопрос, какое время года Антонио Вивальди сам называл адом? И надо признать, что новосибирские меломаны, посетившие премьеру необычной версии популярной классики, не уступили знатокам, ответив правильно: «Лето» (назвав самое исполняемое в мире классическое музыкальное произведение).

Следующий концерт фестиваля назвали «Вязанка дров». Этим прозвищем искушенные в музыке итальянцы наградили старинный фагот, действительно в чем-то похожем на вязанку (к тому же, это буквальный перевод слова). Сам фагот можно видеть и слышать и в наши дни в группе деревянных духовых инструментов. Чего не скажешь о многих его собратьях, музыкальная слава которых осталась  в далеком прошлом.

Гость программы — Владимир Парунцев из Москвы, редкий в наши дни исполнитель на старинных духовых инструментах, привез свою «вязанку дров»: несколько продольных флейт, в том числе барочную и ренессансную — крумхорн, живущий сегодня в основном в виде особого органного регистра… Так что подзаголовок концерта — «Крумхорн и компания» вовсе не метафора. К тому  же Insula Magica обладает свое личной «вязанкой» — большой коллекцией пришедших из глубин веков и сказочных на вид инструментов. Выставка коллекционных экспонатов, редких старинных инструментов проходила  в рамках фестиваля.

Крумхорн (кривой рог) московского гостя  руководитель Insula Magica Аркадий Бурханов дополнил своим — с приставкой dolce — боле мягким, нежным. Потом появился кормелюз, а за ним — следующие и следующие.

«Вязанка» пригодилась для исполнения музыки великого Куперена (здесь публика услышала эксклюзивный дуэт продольной и поперечной флейт), Якоба ван Эйка, голландского «короля флейты», Палестрины с его мотетом на стихи из книги «Песнь песней Соломона», продолженным великолепной флейтовой импровизацией, концерта «Ночь» Вивальди…Конечно, без нее не состоялась бы премьера, которую долго и тщательно готовили музыканты Insula Magica совместно со студией исторического танца «Медиваль»,  давно мечтавшей показать танцы из знаменитого и загадочного «Тосканского манускрипта». Первые плоды этого труда смогла оценить фестивальная публика.

Во всех концертах «Снежной виолы» участвовали Юлия Гайколова (Санкт-Петербург), начинавшая когда-то свое постижение мира старинной музыки здесь, в Новосибирске. Она играет на исторических смычковых инструментах — таких как фидель, барочная скрипка, виоль д”амур… Негромкие старинные инструменты-предшественники скрипки претерпели эволюцию, которая приспособила их для больших залов: изменила форму корпуса, жильные струны заменила на металлические… В результате  усовершенствований уже в XIX веке нежные старинные виолы полностью вышли из обихода. Но  благодаря Юлии Гайколовой можно услышать их голос — живую речь прошлых веков. Свой личный концерт она назвала «Начну играти я на скрыпицах», подчеркнув наличие в программе русской скрипичной музыки. И понятно, почему к ней не мог присоединиться еще один питерский гость фестиваля — балалаечник Денис Пенюгин.

Так что фестиваль  интересен не только любителям старинной музыки, но и ценителям русских народных инструментов — возможностью увидеть новый облик хорошо знакомого героя  и его способность общаться с себе подобными инструментами.

«Скрипка, Гудок и Компания» сыграли музыку, которая первоначально исполнялась именно на этих исторических инструментах: виртуозные, редко исполняемые скрипичные композиции австрийского композитора XVII века Генриха Игнаца фон Бибера, инструментальные сочинения Джироламо Фрескобальди и Марко Уччеллини, русскую скрипичную музыку XVIII века: канты и вариации на темы народных песен, и даже фрагмент из неизвестной оперы Осипа Козловского.

Остается добавить, что фестиваль не завершен. В субботу, 24 декабря состоится заключительное  событие «Снежной виолы» (хотя и не концерт): любознательную публику ждет настоящий Рождественский латный турнир по правилам братства св. Андрея, где  будут состязаться  реконструкторы-фехтовальщики в старинных латах, с настоящим оружием. Облаченные в воссозданные по историческим источникам доспехи, реконструкторы примерят на себя роль воинской элиты средневековья, проявят умение обращаться с турнирным оружием, а также куртуазные манеры и истинное благородство перед лицом соперников и судом Прекрасных дам, который и определит победителей состязания. Масштабная историческая реконструкция пешего латного турнира XV-XVI веков, средневековое костюмированное шоу «Турнир исторических фехтовальщиков»  будет состоять из четырех зрелищных боевых блоков: «Бои партий», «Германский манер», «Бои по вызову» и «Пешее меле». А в перерывах между боями для увеселения публики будут выступать шуты, музыканты и танцоры. Зрители смогут сфотографироваться с участниками, рассмотреть макеты оружия и взвесить доспехи бойцов.

Ожившая иллюстрация культурного пространства рыцарского времени станет заключительным аккордом фестиваля старинной музыки «Снежная виола», главные действующие лица которого — старинные  инструменты, раритетные нотные манускрипты и прекрасные исполнители, увлеченные историческим музицированием и перевоплощением.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Новосибирская филармония; страница Аркадия Бурханова в vk.com

Ранее в «Новой Сибири»:

Филармонический цикл «Все о музыке»: Insula Magica о лютне и ее прародителях

Главные концерты декабря в Новосибирской филармонии: от 21 века до рыцарского турнира

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.