Солнце «Одиссеи» взойдет на сцене «Красного факела»

0
10

Театр «Красный факел» готовится к первой премьере сезона и заходит, что называется, с козырей: впервые в истории «Сибирского МХАТа» в репертуаре появится спектакль по мотивам поэмы Гомера. «Одиссею» поставит пермский режиссер Марк Букин, взорвавший в позапрошлом сезоне поклонников музыкального жанра трагедией «Ромео и Джульетта». На этот раз команде предстоит погрузиться в пучину античных страстей и создать на сцене эпическое полотно, рожденное из древних мифов, вечных истин и предопределенности человеческой судьбы.

Марк Букин — один из тех молодых российских режиссеров, который стал работать с классикой еще до того, как к хрестоматии вынуждены были обратиться все. Что для иных неволя, для него — самая настоящая охота. Недаром в портфолио режиссера спектакли по Пушкину, Чехову, Достоевскому и Тургеневу. Впрочем, не все так просто. Отматывая века назад, Букин всегда апеллирует к современности и разворачивает произведение к сегодняшнему дню таким образом, чтобы в фокусе оказывается живой человек, а не тень далекого прошлого. Человек, попавший в доведенные до предела обстоятельства или застрявший в вывихнутом времени, но требующий пристального внимания, изучения. Через него режиссер исследует человеческую природу и, конечно, познает себя/нас.

А еще Марк любит большую сцену. Его индивидуальный темперамент, мятущаяся психофизика зачастую не позволяет быть тихим режиссером, работать на полушепоте в камерном пространстве и чувствовать комфорт. Он не мастер мелкой моторики и вышивания тонкими стежками по полотну. Он высекает молнией из камня и, кажется, убежден, что смелость и дерзость превратят любую гору в песок. А, если не так, то можно, точно циклоп Полифем, бросать огромные камни в морскую пучину и поднимать, поднимать, поднимать волну.

Режиссеру Букину и целого мира мало: полюбить — так королеву, проиграть — так миллион! В сценическом смысле он жаден. Никаких по чуть-чуть: чтобы громко выкрикнуть свое высказывание, ему нужно пуды любви, тонны страстей, легионы смертей и тьма несбывшихся надежд.

Он хочется не просто взять, как крепость, один отдельный театр, но сразу захватить и подчинить себе всю вселенную. Он любит масштаб, размах, широкий жест, глобальность, многолюдность. Всеподчиняющая театральность. Перпетуум-мобиле на всех парусах. Выкрученная до предела громкость. Сильное дыхание, от которого темнеет в глазах и стучит в висках. Вздернутая на рею психики эмоция. Сгусток энергии, запросто способный подпитать пару-тройку Готэм-Сити и как минимум один Диснейленд. Поэтому ничего удивительного в том, что среди тысячи тысяч текстов для «Красного факела», труппа которого может всё и даже немного больше, выбор оказался за «Одиссеей», новосибирской сценой не тронутой за век с лишком.

Среди многочисленных произведений древности, дошедших до наших дней, ни одно не оказало столь сильного воздействия на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры, как «Илиада» и «Одиссея». «Библия греков», положенная в колыбель европейской цивилизации, продолжает указывать путь. Слепой пророк Гомер «каждому человеку, независимо от его возраста, дает ровно столько, сколько он в состоянии взять». Берет не каждый.

«Для меня “Одиссея” — матерь всех трагедий, — рассказывает режиссер спектакля Марк Букин. — Ведь что такое трагедия? Трагедия неизбежна, трагедия неотвратима, непреодолима, трагедия всегда ставит перед нами глобальные неразрешимые вопросы. Герои трагедии преодолевают неразрешимые обстоятельства, пытаются изменить свою судьбу, они пытаются победить предначертанное. И для меня первый трагический литературный герой — это, конечно же, Одиссей, ведь у Гомера не просто история о возвращении домой. Одиссей — сложный, противоречивый, многоплановый герой, который пытается переосмыслить себя, свой путь и найти свое место в мире. Одиссей становится перед экзистенциальной проблемой. Он пытается понять в чьих руках его судьба? Всё ли находится во власти богов, или же человек сам вершит свою судьбу. Одиссей очень близок к нам. Одиссей задает вечные неразрешимые вопросы, которые актуальны всегда и во все времена. Это история про путешествие к себе, во внутрь себя, про попытку заглянуть в самые потаенные уголки своей души. Поэтому: “Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, Многих людей города посетил и обычаи видел”».

Вселенная Гомера — это удивительный и жестокий мир, которым правят боги, и каждый норовит перещеголять другого в изощренной изобретательности. Оракулы здесь лихо предсказывают будущее, чудовища не ведают пощады, герои проводят дни в сражениях и испытаниях, а люди, путаясь в желаниях и амбициях, играют роль в пьесе, написанной неумолимым роком. Самые смелые пытаются заглянуть внутрь себя. Но дорога к себе — слишком сложное предприятие, особенно если ты царь Итаки и возвращаешься домой из долгого Троянского похода, нажив могущественных врагов на небе, на земле и на море.

Хитроумный и богоравный Одиссей выжил в Троянской войне, спасся из шторма, перехитрил циклопа, вырвался из объятий волшебницы Цирцеи и нимфы Калипсо, избежал плена сирен, прошел между Сциллой и Харибдой, побывал в царстве мертвых — и остался невредим. И все же Одиссей не титан и не бог. Он — человек. Тело его в шрамах, но все еще полно сил, а вот израненной души не видит никто, и никто не в силах разделить тревожащие его кровавые воспоминания, из-за которых он не может спать по ночам.

В три часа сценического действа укладывается семь тысяч дней и мириады километров. 20 лет ждет своего супруга Пенелопа. 20 лет Телемах растет без отца. 20 лет Одиссей делает всё, чтобы вернуться домой — в мир и покой. Но его Итака остается недостижимой мечтой. «Боги не хотят, чтобы ты вернулся. Судьбе не угодно, чтобы ты вернулся. Но ты вернешься», — слышит в прорицании Одиссей. Однако эпос не может закончиться идиллией. И борьба с непрошеной ролью, которой человека наделили боги, не завершена. Бесконечная одиссея в поисках своего предназначения продолжается. А станет ли краснофакельский спектакль не просто испытанием, но эпоптеей для команды Марка Букина зрители узнают 15 и 16 ноября.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Василия ВАГИНА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.