Театр «Старый дом» вернулся с фестиваля «Золотая маска»

0
1231

Пять апрельских дней провел с рабочим визитом в Москве театр «Старый дом», став участником Российского национального театрального фестиваля «Золотая маска». В столице новосибирская труппа представила два спектакля ‒ номинированную на соискание премии «Танцующую в темноте» в постановке Елизаветы Бондарь и заинтересовавшую театральную общественность вне конкурса «Анну Каренину» в режиссуре Андрея Прикотенко. Показы проходили при полном зале на сцене Электротеатра Станиславский, хорошо знакомой новосибирским артистам по предыдущим визитам на «Золотую маску».

Артисты, занятые в спектакле «Танцующая в темноте», готовятся к фестивальному показу

В поле зрения главной театральной премии страны новосибирский «Старый дом» впервые попал в 2013 году, когда спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» стал дипломантом специальной фестивальной программы «Новая пьеса». С тех пор работы маленького драматического театра из Сибири регулярно оказывались в масочных списках в числе лучших спектаклей России (девять названий), становились участниками спецпроектов (три названия) и штурмовали основную конкурсную программу (четыре названия). Два спектакля ‒ легендарная «Снегурочка» и нашумевший «Идиот» ‒ принесли «Старому дому» в общей сложности три «Золотые маски». И, кажется, это далеко не предел.

В этом году в драматическом конкурсе главной театральной премии страны оказалась «Танцующая в темноте». Экспертный совет «Золотой маски-22» отметил драму по сценарию фильма Ларса фон Триера и Патрика Элсворта в пяти номинациях: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера» (Елизавета Бондарь), «Женская роль» (Вера Сергеева ‒ Сельма), «Мужская роль второго плана» (Андрей Сенько ‒ Джефф), «Работа художника по свету» (Игорь Фомин). Спектакль «Анна Каренина» в творческом состязании не участвовал, поскольку был создан только в нынешнем сезоне (а на суд жюри представлялись работы прошлого репертуарного года ‒ 81 спектакль от 67 театров страны, чьи творческие усилия к финалу судьи распределят по 290 частным номинациям), однако привлек внимание кураторов программы Russian Case, ориентированной на иностранных гостей с целью обмена опытом и представления картины современного российского театра арт-специалистам со всего мира.

Выход на поклон на сцене Электротеатра Станиславский ‒ спектакль «Анна Каренина»

Оба спектакля игрались в дружественных стенах Электротеатра Станиславский, принимавших в прошлом году стародомовского «Идиота». Поскольку фестивальная площадка представляет собой универсальный зал-трансформер, техническая команда театра «Старый дом» постаралась воссоздать условия, максимально приближенные к «домашним» параметрам – и по геометрии, и по количеству мест. Задачка, надо заметить, не из легких. Сначала все сценическое пространство занял ангар, где расположились герои «Танцующей в темноте», а затем, буквально за одну ночь, и сцена, и зрительские места были смещены на 90 градусов, чтобы на вытянутом подиуме могли рассказывать свои истории про индивидуальное несчастье персонажи «Анны Карениной».

Команда спектакля «Анна Каренина» с директором театра «Старый дом» Антонидой Гореявчевой и художественным руководителем МХТ им. Чехова Константином Хабенским

Билеты были раскуплены заранее. Рекорды в этом плане побил единственный показ «Анны Карениной»: свободные места на спектакль Андрея Прикотенко разошлись за несколько часов. Впрочем, и на трех показах «Танцующей в темноте» яблоку было негде упасть. Как отмечают организаторы, новосибирский «Старый дом» в Москве знают и любят. Поэтому в зрительном зале оказались не только театралы-любители, но и профессиональные деятели театра ‒ критики, театроведы, режиссеры, арт-менеджеры и актеры. «Я всегда знал и сегодня еще раз убедился в том, что в Новосибирске блестящие артисты, — отметил народный артист России, художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова Константин Хабенский, посетивший московскую премьеру новосибирской «Анны Карениной». — Тонкие, чувственные, с энергией. Блестящие работы. Вся эта история неоднозначна и показывает со всех сторон правоту людскую. Я всегда за истории про людей, про человеков, за те истории, которые в меня как в зрителя попадают именно тем, что так оно и есть. Хочу сказать вам огромное спасибо за этот спектакль».

Для подготовки спектакля «Танцующая в темноте» к золотомасочным показам в Москву приехала почти вся творческая группа, работавшая в «Старом доме» над сценической версией известного сюжета. «Это музыкальный спектакль, в котором свет и звук составляют единую ткань, — подчеркнул художник по свету Игорь Фомин. — Поэтому, сочиняя световую партитуру, я плотно работал с композитором Николаем Поповым, что в драматическом театре происходит достаточно редко. В результате мы создали электронную звуковую партитуру, в которой прописан не только звук, но и свет – более трехсот переходов. И управляются они звукорежиссером с одного компьютера. Получилась застроенная практически посекундно ритмическая конструкция, куда еще на репетициях вошли артисты. И если все действия и движения исполнителей строго расписаны, то сам спектакль можно играть в любом месте: хоть в театре, хоть в ДК, хоть в поле ‒ лишь бы было электричество. Это открывает большие возможности для гастролей».

Гастроли же, как показал первый выезд спектакля, «Танцующей в темноте» не страшны. В придуманном художником сценическом ангаре (автором визуального ряда выступила режиссер Елизавета Бондарь) артисты чувствуют себя комфортно на любой площадке и ловко ориентируются даже в кромешной тьме. «Никаких сверхъестественных усилий от актеров на фестивальном показе не требуется. Не нужно делать больше, чем нужно, — заметил артист театра «Старый дом» Андрей Сенько, номинированный на «Золотую маску» как исполнитель мужской роли второго плана. — Нужно собраться и преодолеть волнение, которое заставляет нас порой делать лишнее. Думаешь, вот сейчас возьму и сделаю что-то лучше, чем обычно. А на самом деле нужно играть спектакль так, как всегда играл, потому что в “Танцующей в темноте” не роль, а ансамбль имеет огромное значение. Спектакль держит форму до самого финала. Речевые характеристики и образы тщательно искались, прорабатывались, продумывались каждым актером. И каждый артист своей ролью расскажет, почему он действует и говорит именно так. Даже если реакция зала отличается от той, к которой мы привыкли, важно помнить, что зритель бывает разным. И на московских показах мы это видели. Кто-то демонстрировал свою реакцию вдумчивостью и молчанием, а кто-то наоборот мог смеяться, когда впервые видел наших героев, и плакал, выходя из зала после спектакля».

Сцена из спектакля «Танцующая в темноте» (в роли Сельмы ‒ заслуженная артистка России Вера Сергеева)

Заслуженная артистка России Вера Сергеева работает в театре «Старый дом» более сорока лет. В творческом багаже актрисы несколько десятков ролей, однако на «Золотую маску» исполнительница главной роли в спектакле «Танцующая в темноте» номинирована впервые. «Я сразу полюбила свою героиню, но долго не могла присвоить. Просто не была готова к такой острой форме. Но режиссер взяла меня за руку и повела. Она рассказывала про эту женщину, про ее жизнь, и оказалось, что присваивать никого не нужно, нужно соединить Сельму Ивановну с формой, которая мне как артистке очень нравится – она заставляет меня все время меняться. Поэтому я могу сказать только слова благодарности всем тем, кто дал мне возможность играть эту роль, — поделилась эмоциями актриса Вера Сергеева. — Для меня “Танцующая в темноте” не женская, но общечеловеческая история, которая не изменила мое личное отношение к жертве. Я считаю, что жертвоприношение ‒ это самый великий подвиг. Не все способны на это, но у некоторых людей движение к подвигу пронизывает всю их жизнь. И спектакль во мне эту мысль подтвердил: жертвы ради ребенка, ради продолжения другой жизни, порой необходимы».

Режиссер спектакля Елизавета Бондарь неоднократно отмечала, что магистральная тема жертвы и жертвенности рассматривается в спектакле в принципиально ином, нежели в одноименном фильме Ларса фон Триера ключе: «Размышляя о нашем спектакле, я ловлю себя на мысли, что Триер создавал лирический взгляд на героиню, а у нас он ‒ критический. Во время репетиций мы постоянно возвращались к фильму. Фильм стал опорным материалом для того, чтобы выстроить свою, противостоящую и противодействующую ему историю. У Триера это история про культ жертвенности и очень романтизированное отношение к нему. Мы создали героиню, которая прямолинейно идет к своей цели – спасти сына ‒ и делает это ценой своей жизни. Встречая страшные препятствия, она продолжает находиться в оптимизме. И когда мы смотрим на нее со стороны, у нас возникает абсурдное ощущение диссонанса от ее реакции на происходящие события. И когда в финале Сельма понимает, что не готова пожертвовать самым главным ‒ своей жизнью ‒ ее идея разрушается на глазах».

Выход на поклон на сцене Электротеатра Станиславский ‒ спектакль «Танцующая в темноте»

Если сверхидея способна разрушить чей-то мир, то ни фестивальному напряжению, ни прошедшему со дня премьеры времени негативно воздействовать на новосибирский спектакль «Танцующая в темноте» явно не удалось. «У спектакля настолько четко сконструированная форма, что ее практически невозможно сломить, — рассказала Елизавета Бондарь. — Прошел год, но каждые два-три месяца я приезжала в Новосибирск, чтобы сделать вводы и подготовить к показу на фестивале “Хаос”. Последний раз я видела спектакль в январе, поэтому у меня такое ощущение, что мы с ним не расстаемся. Мы работаем с полной отдачей на любой зал ‒ фестивальный или нефестивальный, но я уверена, что для России фестивали ‒ это значимая история. Они играют большую роль в децентрализации театрального искусства. На “Золотую маску” приезжает очень много региональных театров, и, мне кажется, это важным событием, потому что театр происходит не только в столице. И Новосибирск сегодня также является центром театрального искусства».

Итоги конкурсной программы фестиваля-премии «Золотая маска» будут подведены 20 апреля. Торжественная церемония вручения наград пройдет на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, однако посетить ее номинанты в этом году не смогут. На прошлой неделе оргкомитет принял решение проводить награждение в онлайн формате. Увидеть прямую трансляцию, а после ‒ ее запись, смогут все желающие: оцифрованный эфир будет доступен на платформе Онлайн-кинотеатра Okko и в социальных сетях «Золотой Маски».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Алексея КУДИНОВА, Ксении ЗЮЗИНОЙ и Тимофея МАМЛИНА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.