На сцене Новосибирского театра кукол собаки заговорили с французским акцентом.
В АФИШЕ Новосибирского областного театра кукол новое название — спектакль «Собака Пес», премьера которого состоялась 10 октября. Знаменитую повесть французского писателя Даниэля Пеннака о том, как маленький бездомный щенок искал себе дом и друзей, интерпретировал на «кукольных» подмостках Ролан Боннин. Это первая работа французского режиссера на большой сцене театра и, пожалуй, одно из самых ярких сочинений текущего репертуара. Остаться равнодушным не получится.
Российские читатели «Собаку Пса» осваивают давно и достаточно усердно, явно превосходя количеством обращений представителей театрального дела. В истории Новосибирского театра кукол, к примеру, драматические приключения четвероногого подростка появились впервые и, что прекрасно, с «лица необщим выраженьем». Режиссерский почерк, подход к материалу, да и нетривиальный выбор названия позволяют спектаклю стоять особняком среди бодро-наставительных сюжетов анималистического репертуара. В водовороте привычных нашему театру вечно счастливых зверушек и людей «Собака Пес» действительно предстает существом иного порядка. Его герои не ищут друзей на народной стройке, не интересуются тем, кто сказал «мяу», не запутываются в миллионе по-щучьему-велению-исполняющихся желаний, а в буквальном смысле этого слова борются за жизнь. Может быть, маленькую, никому кроме них не нужную и потому никчемную, но свою. Без заигрываний и сюсюканья Даниэль Пеннак, а вслед за ним и Ролан Боннин поднимают тему социальной ответственности перед «братьями нашими меньшими». Жестокое обращение с животными, человеческие агрессия и равнодушие — вот три постыдных кита, на которых, оказывается, преспокойно держится наш мир, — и весьма неохотно соглашается на смену слагаемых.
Впрочем, печальна картина только в смысле растревоженных душ и покарябанных нелицеприятной правдой зрительских сердец. Художественный мир спектакля «Собака Пес» трогателен и прекрасен. Сюжет разворачивается в чудной французской провинции с ее увитыми плющом стенами, узкими улочками и разливающимся соловьем аккордеоном. Страна любви во всей своей киношно-ностальгической прелести, уютная, как старые разношенные тапочки, явленная с бесконечной любовью к деталям и густо распыленной атмосферой. Плетеный коврик под ногами, нежные занавесочки на окнах, диван с полосатым нутром и крохотные бокальчики, должно быть, позвякивающие на стойке бара. Мчит по шоссе пузатое авто. Мелькают, мельтешат бегущие в такт кроны деревьев. Манят путников абризы и огни далекого города. Из миллиона маленьких нюансов и сценографических деталей складывается подробная вселенная спектакля, ловко воспроизводящая реальную жизнь. Интерьеры, пейзажи, квартиры, приюты, свалки, подворотни, улицы, а в центре — множество лиц — людских и собачьих. Не мультяшных, но созданных в русле натуралистического стиля. Художник-постановщик Анна Бердникова, не жалея фантазии, выводит типажи и породы. Лохматые псины, несчастные кабысдохи, навязчивые шавки, породистые собакены, нескладные кутята вертятся под ногами хозяев, потенциальных владельцев и несостоявшихся спутников жизни, остро ощущая необходимость или наоборот нежелательность своего присутствия.
— Максим, вы впервые работаете на русской сцене с французским режиссером. Какие впечатления? Увидели в иноземном подходе какие-то отличия?
— Это большущий новый опыт. Я очень рад тому, что мне представилась возможность поучаствовать в таком спектакле, и что режиссер не наш, а европейский. Не скажу, что его подход кардинально отличается, но мне понравилось работать с Роланом. У него есть такая особенность — давать свободу и много простора артистам.
— Свободу в плане импровизации?
— Да, мы много импровизировали в своих решениях. Работали этюдным методом, сочиняли, придумывали. Брали отдельные сцены, характер персонажа и разрабатывали.
Допустим, ставили сцену на свалке. Мой щенок там совсем маленький, неуклюжий, но в то же время очень милый. Он восторженно, с широко открытыми глазами и огромным интересом смотрит на мир. Отталкиваясь от этой реакции маленького существа на большую вселенную, мы и начинали фантазировать. И так было с каждой сценой: вот щенок сталкивается с трудностями, вот встречается со злыми людьми, вот находит доброго человека. И с каждого он берет пример, получает опыт общения, обучается, становится в определенном смысле совершение и, наконец, взрослеет.
— Какой он, ваш герой?
— Его зовут Пес. Назвала его так девочка, которая увидела в этой собаке что-то такое родное, что откликнулось в ее в душе. Сразу и не скажешь, какой он. Его характер меняется и формируется на протяжении всего спектакля. Конечно, он появляется на свет глупым маленьким щенком. Делает первые в своей жизни шаги на свалке. Потом идет в город — к людям и своей мечте. Он растет, набирается ума, обрастает новыми чертами характера. Учится подстраиваться под людей и в то же время постигает важную собачью науку — как подстраивать людей под себя: ведь только путем совместной пристройки можно достичь идиллии в отношениях.
— Ваш герой живет во французской Ницце. У него проявляются какие-то особые, чисто французские черты?
— Мне кажется, собаки везде одинаковые, что в России, что во Франции. Гораздо интереснее то, что они очень похожи на людей. Или, как точно подметила наша актриса Ольга Вихорева во время репетиций: «Собаки и люди — это практически одно и то же». В жизни, наверное, это не так, но в спектакле – абсолютная истина. Наблюдая за нашими персонажами-собаками, внимательный зритель обязательно увидит что-то ему знакомое и поймет, что характеры этих животных очень схожи с характерами людей.
— Как бы вы сформулировали магистральную тему спектакля?
— «Собака Пес» — это спектакль о взаимоотношениях между людьми и собаками. В финальной песне наши собаки поют: «Мы знаем, вы счастья хотите, но мы его тоже хотим, и если вы нас защитите, то мы вас всегда защитим!» И это очень актуальная тема, потому что я как человек, который регулярно сидит в интернете, очень часто вижу посты, где люди помогают бездомным животным или спасают братьев наших меньших, пострадавших от рук живодеров. Говорить с детьми о том, что обижать животных недопустимо, нужно с самого раннего возраста. Может быть, тогда и в настоящей жизни конфликт исчерпает себя, как в нашем спектакле. В финале все будет хорошо. И все злые люди станут добрыми.
— Вы считаете, собака может перевоспитать человека?
— Да. Абсолютно.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА