Cолистка оперной труппы НОВАТа Василиса Бержанская — одна из самых талантливых меццо-сопрано на современной оперной сцене, а партия Розины в опере Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» — одна из самых ярких и успешных работ артистки. Ее Розине рукоплескали зрители ведущих оперных театров мира, именно с «Севильского цирюльника» началось и знакомство новосибирской публики с голосом Бержанской, с ее на редкость яркой актерской индивидуальностью и невероятной энергетикой.
Накануне спектакля артистка рассказала о недавних событиях своей жизни и поделилась своими творческими планами.
— Вы поете Розину в «Севильском цирюльнике» не только в нашем театре. Спектакль НОВАТа чем-то для вас выделяется?
— В первую очередь, конечно, этот спектакль дорог для меня тем, что был поставлен на меня, в нем есть немало моих идей. А с маэстро Юровским мы вместе смогли найти какие-то свои музыкальные нюансы. Именно после этого спектакля я стала штатной солисткой НОВАТа, и уже не первый год продолжается наше сотрудничество с театром, поэтому «Севильский цирюльник» стал мне родным.
— С вашего предыдущего выступления в НОВАТе в вашей жизни произошло важное событие: вы стали мамой, но, кажется, сегодня вы еще более востребованы и график ваших премьер и ангажементов остается очень насыщенным. Как вам удается его выдерживать с появлением ребенка?
— Да, действительно, график очень насыщенный, очень много интересной работы в этом сезоне и в текущем году. Свободного времени стало еще меньше, чем прежде, поэтому приходится еще более рационально им распоряжаться, планировать все намного заранее и правильно распределять свои силы. И тогда оказывается, что все возможно — достаточно только грамотно организовать.
— Волнительный период, связанный с рождением малыша, как-то отразился на вашем голосе, на вашем внутреннем состоянии?
— К счастью, на голосе никак не отразился. Думаю, это благодаря наработанной мной за многие годы технике, которую я постоянно совершенствую. И, конечно же, спасибо моему здоровью, что не подвело. У каждой певицы все индивидуально, и не всегда возможно предугадать, как такое событие скажется на голосе. Здесь все зависит от очень многих факторов. Я, конечно, старалась держать себя в форме, занималась и пока считала возможным выходила на сцену, правда, уже не в спектаклях, чтобы снизить нагрузку и избежать рисков. В общем, держала себя в вокальном тонусе.
— С какими чувствами вы сейчас возвращаетесь на сцену НОВАТа? Чем вам запомнилась сибирская публика?
— Сибирская публика меня всегда очень тепло принимает, на спектаклях я всегда чувствую ее эмоциональный отклик, ощущаю энергию зрительного зала. Мне пишут много теплых слов и пожеланий в соцсетях. Такая поддержка зрителей, безусловно, дорога каждому артисту, я очень ее ценю. Безумно приятно получать такую обратную связь, безумно приятно, что зрители следят за моим творчеством, снова и снова приходят на мои спектакли. Это, конечно, очень важно и ценно, когда зритель, уходя из театра, испытывает желание вновь туда вернуться.
— Расскажите о ваших самых интересных, самых запомнившихся работах последнего времени.
— В этом сезоне у меня случилось несколько очень интересных дебютов. В первую очередь хочется рассказать о моем дебюте в титульной партии в опере Беллини «Норма» в Театре Карло Феличе в Генуе. Я ждала этого дебюта с особым интересом, поскольку для любой певицы партия Нормы — это, безусловно, вершина вокальной сложности. Наверное, в репертуаре бельканто никто ничего сложнее «Нормы» не написал. Мои дебютные спектакли прошли успешно, хотя роль Нормы была для меня двойным вызовом — сама по себе партия сложная, да к тому же еще сопрановая. Но у меня были основания обратиться к этому материалу: я опиралась на тот факт, что изначально Беллини написал партию Нормы для Джудитты Паста — итальянской певицы, которая была известна исполнением таких партий, как Норма и Амина в «Сомнамбуле», написанных Беллини специально для нее, Дездемона в россиниевской опере «Отелло». При этом она исполняла контральтовые партии в барочных операх, пела Танкреда в одноименной опере Россини, Секста в «Милосердии Тита» Моцарта. Джудитта Паста обладала голосом, который позволял ей петь партии и сопранового, и меццо-сопранового репертуара. Мне был очень интересен этот опыт. Что было особенно увлекательно в этой работе — дирижером-постановщиком спектакля выступил Риккардо Минази, который не так давно подготовил специальное критическое издание «Нормы». Благодаря этому мы исполняли «Норму» так, как ее задумывал Беллини: наша постановка была значительно продолжительней, чем традиционные версии, она исполнялась без каких-либо купюр, и по сравнению с традиционными исполнениями в партитуре были весьма интересные отличия.
Что касается других моих работ, хотелось бы отметить «Золушку» Россини в Венской Staatsoper, «Севильский цирюльник» — также в Венской опере, а сразу после выступления в НОВАТе мне предстоит петь Розину — мою коронную партию — на сцене Арена ди Верона в рамках мероприятий, посвященных столетию фестиваля. Совсем недавно состоялся мой дебют в опере Массне «Вертер» в филармоническом театре Вероны: я исполнила роль Шарлотты, главную женскую партию. Это большая французская опера, очень интересная роль, к которой я, наконец, пришла, и значимая работа в моей творческой карьере. Хочу приоткрыть небольшую тайну: уже в следующем сезоне я снова обращусь к французской опере и исполню Кармен.
Опера «Севильский цирюльник» с участием Василисы Бержанской состоится 4 июня. В спектакле заняты звезды оперной труппы НОВАТа: Владимир Кучин (Граф Альмавива), Алексей Шаповалов (Фигаро), Алексей Зеленков (Бартоло), Алексей Лаушкин (Базилио). Дирижер — Петр Белякин.
10+
СПРАВКА
В 2021 году Василиса Бержанская была признана лучшей молодой певицей по версии Международной оперной премии Opera Awards, сегодня она выступает на самых престижных сценических площадках и завоевывает сердца зрителей по всему миру. Только в текущем году Василиса исполнила ведущие оперные партии в берлинской Deutsche Oper, на сценах Венской оперы, в Лионской опере, в Teatro Carlo Felice (Генуя), на фестивале «Арена Ди Верона»; певица готовится к выступлению в Королевском театре «Ковент-Гарден» в Лондоне и ряду других ответственных выступлений.
Марина ИВАНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фотографии предоставлены пресс-службой НОВАТа
Ранее в «Новой Сибири»: