Новосибирская прима-балерина, художественный руководитель хореографического училища и руководитель балетной труппы НОВАТа рассказывает о своих профессиональных планах.
ЗАСЛУЖЕННАЯ артистка России Анна Одинцова — не только прима-балерина со своей большой армией поклонников: в настоящее время она одновременно является художественным руководителем Новосибирского хореографического училища и возглавляет балетную труппу НОВАТа. Сейчас Анна реже радует поклонников своего таланта, но ее по-прежнему ценят за особую благородную красоту танца, филигранную технику, утонченность и глубину создаваемых ею образов.
По традиции 7 июня на Большой сцене Новосибирского театра оперы и балета состоится выпускной спектакль НГХУ, в котором выпускники, учащиеся и студенты сибирской балетной школы представят свои творческие достижения. Этот выпуск — юбилейный, уже 60 лет молодые сибирские танцовщики пополняют творческие коллективы ведущих театров России, в первую очередь — балетную труппу НОВАТа: здесь выпускники училища составляют абсолютное большинство.
Накануне этого события мы поговорили с Анной Одинцовой о задачах, которые она решает уже сейчас, и тех, которые ставит перед собой на будущее в двух своих должностях.
— Еще до вашего назначения на пост художественного руководителя НГХУ вы были достаточно глубоко погружены в дела сибирской балетной школы, возглавляли экзаменационную комиссию. Что в первую очередь потребовало вашего внимания, когда вы пришли в училище в новом качестве?
— Да, я не раз возглавляла государственную экзаменационную комиссию. Уже немного понимала изнутри, как проходит процесс обучения в училище, чем он завершается. В течение этих лет я наблюдала за выпускниками, которые были приглашены в наш театр на работу, видела, как продвигается их творческий рост, как складывается их жизнь. В свою очередь, выпускники тоже помогали мне держать себя в форме. Когда ты занимаешься в одном классе с бывшими студентами, это тебя собирает, мотивирует.
При появлении в школе уже в качестве художественного руководителя по специальным дисциплинам я потихоньку начала знакомиться с делами. А точнее — пулей влетела в процесс замещения педагогов на уроках классического и дуэтного танца. Я училась на рабочем месте каждый день, как и в театре все последние годы. И теперь продолжаю освоение такого навыка, как умение спокойно решать текущие задачи, возникающие повсеместно.
Планомерно я включилась в готовый план обучения. Главной задачей школы всегда являлась поставка качественных кадров для балетных театров страны, в первую очередь для нашего театра. Вторая очень важная задача — приемная кампания по набору будущих звездочек балета, этим и занимается наше специализированное учебное заведение.
— Ваше второе назначение — на пост руководителя балетной труппы НОВАТа — состоялось совсем недавно, и оно внушает стойкую уверенность, что исторически сложившиеся связи между театром и школой перейдут на новый уровень. В этой связи какими вы видите будущие взаимоотношения театра и училища? Что здесь особенно волнует и, возможно, требует каких-то дополнительных совместных усилий?
— Да, я очень надеюсь, что школа и театр будут работать, как говорится, в унисон, продолжат укреплять так необходимые им обоим связи. Сейчас каждая организация — НОВАТ и НГХУ — решает свои первостепенные задачи. Но чтобы школе подготовить необходимый для театра персонал, чтобы его вырастить и воспитать, необходимо полное доверие и взаимодействие. Сейчас ведется работа по налаживанию этих близких отношений. За последнее время студенты училища смогли побывать на творческих встречах с солистами театра Бориса Эйфмана, с Владимиром Васильевым, посмотрели их спектакли. Они получили глубокие впечатления, нужный настрой и понимание профессии, которой они обучаются. А ведь именно яркие детские впечатления двигают молодых людей к достижению поставленных целей!
Далее планируется возобновление спектаклей с участием наших студентов. Театр должен приоткрывать двери в их будущий дом, учить восхищаться им.
— Расскажите о выпускниках этого года и о предстоящем выпускном спектакле.
— Мне в качестве художественного руководителя предстоит выпустить в жизнь свой первый выпуск, он же юбилейный — 60-й. К этим юношам и девушкам я уже прикипела, учусь с ними общаться, тоже прохожу своего рода обучение. Очень хочется, чтобы они оставались в течение всей жизни хорошими людьми, не держали обиды на педагогов, а были благодарны им, ценили вложенные в них силы и время.
Этот выпуск разноплановый, талантливый, самоуверенный. Приходите на наш выпускной спектакль, чтобы присмотреться к юным звездочкам. Мы будем исполнять номера из программ Леонида Якобсона, Георгия Алексидзе, Асафа Мессерера, Дмитрия Брянцева, наших педагогов Татьяны Капустиной, Ольги Крупко и других. Запланировали показать зрителю блок из классической версии «Баядерки».
— Скоро начнется прием в училище. Отношение родителей балетному образованию положительное, но все-таки есть определенный недостаток информации об этой профессии, особенно это касается мальчиков. Как балерина с блистательной творческой биографией расскажите, что для вас самое ценное в вашей профессии, за что вы благодарны балету?
— Я благодарна балету за дисциплину, которой он меня научил, за порядочность, силу воли и умение, сжав зубы, решать поставленные задачи. Профессия артиста балета — это ежедневная борьба с собой, с собственной ленью, болью и стремление завтра быть лучше себя вчерашней.
Не совсем понимаю нежелание родителей мальчиков отдавать своих сыновей в балет. Недавно я как руководитель смотрела из зала спектакль, где роли исполняли наши мужчины, и наслаждалась их красотой, молодостью, подтянутым мускулистым телом. В тот момент я гордилась тем, что наш театр имеет в своих стенах таких талантливых красавцев-артистов. В нашей профессии — как и в фигурном катании, в бальных танцах, в других направлениях — мужчины носят женщин на руках. Ведь это так красиво, романтично, так изящно!
Другое дело, что наших мужчин-артистов нужно с подросткового возраста беречь, и балеринам всю жизнь требуется держать себя в форме, в легком весе.
— Недавно состоялась большая балетная премьера — «Анюта» в постановке народного артиста России Владимира Васильева. Здесь вы были вовлечены одновременно и как руководитель балета НОВАТа, и как худрук училища — в спектакле были заняты учащиеся НГХУ. Расскажите о подготовке этого спектакля, об опыте работы с Владимиром Васильевым.
— О, меня настолько поразил, очаровал Владимир Викторович! Он великолепный рассказчик, истинный интеллигент, очень уравновешенный человек, умеющий четко объяснить задачу, зажигающий своей энергией. На репетициях он объяснял детям и артистам зачем, почему и как в данный момент поступать, на чем акцентировать внимание, о чем думать, каков подтекст. Его спектакль произвел впечатление не только на зрителей и артистов, которые в нем заняты, но и на всех сотрудников театра. Это получился настоящий драматический спектакль. Работа с таким мэтром оставила в памяти людей неизгладимый след и потрясающий настрой на все предстоящие выходы на сцену.
А как хорошо «прозвучали» наши дети в этой работе — какое умиление и сострадание они вызвали! И чем меньше ростиком наши юные артисты, тем успешнее итог работы…
Марина ИВАНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото Алексея ЦИЛЕРА