После совещания с министром науки и высшей школы России Валерием Фальковым, председатель президиума Сибирского отделения Российской академии наук академик Валентин Пармон подвел итоги этого визита. Основная проблема, которая стояла на повестке дня после обращения в прямом эфире сотрудницы Института цитологии и генетики СО РАН Анастасии Проскуриной к президенту Путину – зарплаты молодых специалистов научных институтов.
Валентин Пармон отметил, что есть несколько факторов, привлекающих талантливых молодых исследователей в науку. Это интересная научная работа, современное оборудование, доступное жилье, достойная зарплата и комфортная социальная среда. Из этого набора Академия наук пока может без ограничений предлагать только интересную работу; все остальное – проблемы, требующие немедленного решения.
Так, по мнению Валентина Пармона, нехватка оборудования стала прямым следствием разбиения институтов на категории. Крепкие провинциальные научные коллективы, отнесенные по тем или иным причинам ко второй категории, остались без государственных средств на закупку оборудования, а значит – не могут поднять уровень своих исследований.
Квартирный вопрос в Сибирском отделении РАН успешно решают посредством льготной ипотеки и жилищных сертификатов для молодых ученых, но чтобы получить право на государственную помощь, научный сотрудник должен проработать не менее пяти лет. Эти пять лет, по мнению академика Пармона, – критический период, когда молодой специалист должен быть обеспечен служебным жильем по приемлемой цене.
Наконец, зарплата: вопрос тоже неоднозначный, поскольку высокий уровень заработной платы лишает ученых соревновательного стимула к развитию; руководитель СО РАН полагает, что наилучшим выходом из ситуации может быть доход за счет коммерческих контрактов и грантов, которые будут доставаться самым талантливым и инициативным ученым. Однако базовый уровень зарплаты не должен быть низким и, тем более, нищенским.
«С моей точки зрения, уровень гарантированных окладов должен быть повышен и составлять 70—80% от ставки. А остальное можно получать за счет грантов и так далее. Обсуждался уровень гарантированного оклада порядка 30—40 тысяч рублей для младшего научного сотрудника», ‒ приводит мнение академика Пармона издание «Наука в Сибири».
Напомним, старший научный сотрудник ИЦиГ СО РАН Анастасия Проскурина, с жалобы которой и началась эпопея с расследованием зарплат сибирских (и не только) ученых, сообщила президенту Путину, что ее оклад составляет 25 тысяч рублей, а вместе с надбавками – 32 тысячи.
Ранее в «Новой Сибири»:
Директора сибирских институтов высказали свои претензии Министерству науки