Известный философ заворожил новосибирцев своими рассуждениями о постмодерне как порождении дьявола.
Философ Александр Дугин стал главной звездой прошедшего в Новосибирске на прошлой неделе Первого Сибирского форума Всемирного Русского Народного Собора. Пожалуй, его не смог бы затмить даже наимедийнейший экономист и депутат Госдумы Михаил Делягин, чье присутствие на форуме было анонсировано, но не состоялось.
Трагическая ирония: всероссийскую известность Александр Дугин получил только после смерти своей дочери Дарьи, которую этим летом взорвали в автомобиле украинские террористы. Взорвать хотели, скорее всего (и прежде всего), самого Александра Дугина, но в результате добились обратного эффекта. До смерти дочери Дугин был широко известен в узких кругах. Некоторые, правда, ставили его в один ряд с такими мыслителями-традиционалистами, как Юлиус Эвола и Мирча Элиаде, которые, впрочем, так же известны в тех же кругах. Теперь же все хотят знать: кто этот человек, который настолько насолил украинцам, что его хотят убить? И главное – чем насолил?
В тех категориях, которыми мыслит сам Дугин, смерть его дочери стала жертвоприношением. А жертвоприношение напрасным не бывает – теперь Дугина слушают все. Говорят, что еще раньше его начал слушать президент Путин, хотя это, скорее всего, домыслы: просто на нынешнем этапе их мысли случайно попали в резонанс.
После смерти дочери Александр Дугин не принимал участия ни в каких публичных мероприятиях, только изредка появлялся в эфире телеканала Соловьев Live. Так что его выступление в Новосибирске можно считать дебютом для широкой общественности.
Начал он с заявления, что хотел бы отойти от публицистики и обратить внимание на научную сторону. «Все-таки, Новосибирск – научная столица России», — польстил он собравшимся. Какая именно это наука, точно сказать нельзя. Тут и социология, и геополитика, и мистика, и много чего еще. По-хорошему, всю эту интеллектуальную конструкцию следовало бы назвать одним простым словом – «дугинстика». Но надо признать, что даже самые банальные вещи Дугин излагает неординарно и вдохновенно. Можно сказать – завораживающе.
Свою лекцию Дугин начал с базовых понятий – что такое традиция и что такое модерн. Пересказывать это нет смысла: хотите – назовите это пафосными банальностями, хотите – послушайте и сопоставьте с научными определениями. Важнее отразить главный вывод этой части выступления: «Весь модерн, все современное общество, противостоящее традиционному обществу, находится в конфликте с теми ценностями, которые сегодня утверждены в качестве основы нашей государственной политики. Это глобальный консервативный поворот России за последние 100 лет, который требует переоткрытия традиции».
Но самое интересное началось, когда философ перешел от модерна к постмодерну. «Есть традиция, модерн и постмодерн – это уже для таких продвинутых интеллектуальных новосибирцев», — опять польстил собравшимся философ. А далее выдал научно-магический или, если хотите, мистико-публицистический текст:
— Традиция – это утверждение священных ценностей. Модерн – это отвержение этих духовных ценностей. Но отвергая бога, модерн отвергает и дьявола: «Мы отбросим бога и дьявола, поставим вместо этого человека, который будет постоянно раскрываться и развиваться». А постмодерн говорит: «Да, бога нет, мы его убили. Но дьявол-то есть!» И постмодерн фактически – это обнаружение сатанинского плана модерна, скрытым мотором которого является дьявол.
Когда президент назвал западную цивилизацию сатанинской – это была не метафора. Это сущность взглядов человека, стоящего на традиционных позициях, на то, что такое постмодерн. С этим дьяволом мы имеем дело в СВО, мы против него воюем… Мы имеем дело с цивилизацией ада. И как мы можем с ней бороться, если сами – ее часть, если пользуемся ее методами, если сами – секулярные прогрессисты и комфортисты? Как можем бороться, если мы — то же самое, только вид сбоку?
Мы должны обрести через нашу традицию измерение русской вечности, измерение в духовной битве, в которой нам надо не просто победить на поле боя, но измениться внутренне. Мы должны выиграть эту духовную битву в самих себе, государстве, народе. Народ един и с теми воинами, которые сражаются, и с властью, которая бросила вызов этому глобальному Левиафану. Но мы должны измениться. В том состоянии, в котором мы находимся сегодня, будучи фундаментально зомбированы теми элементами модерна, а тем более – постмодерна, — мы эту войну не выиграем. Потому что это война священная, по-настоящему смертельная. Это наш последний бой.
На этом текст закончился, а мы признаем: что и говорить, в целом получилось по-дугински интегрально. Зал аплодировал. На следующий день, выступая в прямом эфире Соловьев Live, философ подвел итог своего визита в Новосибирск: «Меня уже понимают практически все – и люди простые, и власть местная – губернатор и его заместитель. Мы говорим на одной волне».
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирский экс-депутат Госдумы Илья Пономарев, улыбаясь, рассказал об убийстве Дарьи Дугиной
Об убийстве Дарьи Дугиной высказался новосибирский депутат Ростислав Антонов