Суд признал право директора музыкальной спецшколы кормить малообеспеченных учеников за бюджетный счет.
Тезис «Художник должен быть голодным» на неделе мог изрядно масштабироваться: к категории людей, обязанных переносить ограничения в еде, едва не отнесли и музыкантов. Причем музыкантов юных, одаренных и к тому же проживающих вдали от семьи, в общежитии.
Директор знаменитой Новосибирской специальной музыкальной школы Александр Марченко в Железнодорожном суде отбивался от штрафа, наложенного протоколом регионального управления Федерального казначейства за нецелевое использование бюджетных средств. Комиссия ведомства посчитала таковым затраты школы на питание учащихся.
«Все внебюджетные средства, которые поступают к нам за проживание и питание, мы тратим на обеспечение учебного процесса, — пояснял Александр Тихонович. — А питание является неотъемлемой частью учебы, тем более что 90 и более учащихся, примерно половина, проживает в интернате. Часть детей по предоставлению справок от родителей о том, что они являются малообеспеченными, за столовую не платят. Из-за этого школа в 2018 году недополучила 595 тысяч рублей. Эти расходы содержались в финансовом плане учреждения, согласованном Министерством культуры РФ».
Музыкальную спецшколу называют «школой гениев». Среди ее выпускников скрипачи Вадим Репин, Антон Бараховский, Максим Венгеров и Илья Коновалов, пианисты Мария Митина, Наталья Талдыкина и Татьяна Черничка и многие другие всемирно известные музыканты. У нее новое общежитие и, как считается, лучший в Новосибирске концертный зал. И — статус федерального учреждения.
История, закончившаяся штрафами, началась осенью 2018 года с выездной плановой проверки использования субсидий «за период c 01.01.2016 по 31.12.2017». Комиссия поработала-поработала и ушла, а в декабре заседание Контрольной комиссии Управления Федерального казначейства по Новосибирской области, рассмотрев ее материалы, решило порассматривать их дополнительно.
Рассматривать пришлось до весны 2019-го, и 24 мая такое же заседание рассматривало уже материалы выездной внеплановой проверки на ту же тему, но уже «за период с 01.01.2018 по 31.12.2018». И, наконец, 19 августа чиновники пописали протокол о наказании директора.
«Это было уже три документа, по которым я должен заплатить четыре штрафа, — степенно пояснил Александр Марченко в перерыве судебного заседания. — Первый — за питание детей. Второй — за оборудование для столовой. Третий и четвертый — это совершенно абсурдные утверждения казначейства, что мы не можем выплачивать из бюджета зарплату работникам столовой. Мотивировка — потому что они не участвуют в выполнении госзадания. Понимаете, техничка, дворник — участвуют, а те, кто обеспечивает жизнь и здоровье детей, — не участвуют».
Суд, сославшись на закон об образовании, посчитал расходы учреждения на питание учеников неотъемлемой частью образовательного процесса и штрафы отменил. Пока не все. Заседание по жалобам на остальные состоится вскоре.
У директора школы это уже вторая такая крупная нервотрепка с лета. В августе он не прошел аттестацию Министерства культуры РФ на соответствие занимаемой должности, в соответствии с которой его контракт, заканчивающийся 7 октября, могли продлить. Новость об этом вызвала небывалый протест. Письма министру и профильному вице-премьеру писали деятели культуры, педагоги школы, общественники, родители учеников. Такого резонанса до сих пор в культурной жизни региона еще, пожалуй, и не было. Даже при скандальной попытке сменить руководство театра «Глобус» было потише. Александр Тихонович признается: «Я не ожидал, что будет такой вал обращений. Я этого абсолютно не инициировал».
Что было на аттестации? «Сначала все как обычно, — рассказывает он. — Когда мне предоставили слово, я проинформировал, что из себя представляет наша школа, какие у нее результаты и достижения. А в заключение сказал, что дальнейшее развитие возможно при реализации ряда проблем. И перечислил. Ну и все. Мне сказали, что я не вижу перспектив. И даже вопросов не задали. Единогласно приняли решение контракт не продлевать».
Второе визит в Москву и Минкульт директору пришлось совершить уже после резонанса. «На этот раз меня пригласил заместитель министра культуры Николай Павлович Овсиенко. После, на аттестации, я увидел: те же люди в комиссии участвуют. И теперь она приняла единогласное решение о продлении аттестации. Мой контракт продлен на два года».
Считается, что две единогласных аттестации с противоположным итогом, случились впервые в истории минкульта. Новосибирская область опять прославилась. Но лучше бы сенсацию мы привезли с какого-нибудь фестиваля.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Михаил Симонян: У великой музыкальной истории Новосибирска — ужасное обрамление