Новосибирская область поднялась с 67-го места на 29-е по снижению административного давления на бизнес.
НЕОБХОДИМОСТЬ снижения административного давления на бизнес — тема, которая возникает в общественном пространстве чаще, чем хотелось бы. Сегодня есть повод для хорошей новости по этой теме, но как всегда не без оговорок.
Новосибирская область резко улучшила свои позиции по снижению административного давления на бизнес, поднявшись с 67-го на 29-е место. Об этом свидетельствуют данные исследования «Административное давление-2020». Это исследование — часть ежегодного доклада федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова президенту РФ Владимиру Путину.
Региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Николай Мамулат, занявший эту должность в начале прошлого года, так комментирует результаты исследования: «По Новосибирской области мы действительно наблюдаем положительную динамику. Долгое время вопросы, касающиеся контрольно-надзорной деятельности, занимали первое место в обращениях предпринимателей в аппарат регионального уполномоченного. Однако в 2019 году количество обращений по этой теме впервые сравнялось с обращениями по другим вопросам. Это и есть результат системной работы, которая будет однозначно продолжена. Мы вместе ищем пути решения в целях соблюдения интересов государства, бизнеса и общества, чтобы найти «золотую середину»: повысить эффективность контроля и снять излишнее регулирование».
Но тут нужны некоторые пояснения, чтобы не впасть в преждевременную эйфорию. Места в списке регионов определяются на основе индекса административного давления. В Ульяновской области, которая заняла первое место, он равен 2,8. В Кабардино-Балкарии, занявшей последнее, 85-е место, — 4,5. В Новосибирской области в прошлом году он был чуть больше 4, сейчас — 3,6. В общем, плотной группой идут все регионы, поэтому резкие перемены мест в рейтинге вполне объяснимы. Но даже в этом случае есть повод для оптимизма.
Что это за индекс административного давления, и как он вычисляется? Если усвоить, что чем меньше индекс, тем ситуация лучше, и не вдаваться в казуистические тонкости, вычисляется он как среднее арифметическое аналогичных индексов, определяемых по каждому из семи ведомств, проводящих проверки. Это Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, МЧС, ГЖИ и Роструд.
В Новосибирской области более всех «зверствует» МЧС — у него индекс 6,6. 79-е место среди всех регионов. И это при том, что есть регионы, в которых это министерство проявляет активность ниже «единицы». Самый «добрый» в Новосибирской области — Роструд с индексом 1,4 (второе место в региональном рейтинге).
Новосибирская область отмечена в исследовании в федеральном профиле «Роспотребнадзор»: значительно снизилась доля дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц и ИП без проведения проверок. По этому показателю (менее одного процента) наше региональное управление заняло первое место среди своих коллег в субъектах РФ. Вместе с тем уровень доли организаций и ИП, подвергнутых контролю, достаточно высок — 61 процент. Это объясняется в большей степени прекращением надзорных каникул. Самая позитивная динамика по сравнению с прошлым годом — у регионального управления Ростехнадзора (индекс снизился с 4,1 до 1,8).
В целом по России с 2010 года официальное число плановых проверок снизилось в четыре раза, внеплановых — в два раза. Системные проблемы контроля, на которых делается акцент в индексе, в основном остались теми же, что и в прошлом году. По ряду показателей контрольно-надзорные органы улучшили свои позиции, но при этом почти все нарастили объемы штрафов. Избыточные требования не ликвидированы. Ответственность должностных лиц контрольных и надзорных органов не пропорциональна полномочиям.
И еще одно замечание сделал федеральный бизнес-омбудсмен, предваряя свой доклад президенту: «Надо учесть, что нынешний индекс составлен по итогам 2019 года — до начала пандемии COVID-19. Но на этапе выхода из карантина в 2020 году важно понимать, что в том числе от снижения административного давления на бизнес будет зависеть траектория выхода на восстановление экономической активности и рост экономики: результаты индекса-2019 являются для нас ключевыми ориентирами».
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»