В Новосибирске художники и власть вступили в очередной раунд переговоров — на этот раз по вопросу сугубо меркантильному.
В ОТНОШЕНИЯХ новосибирских художников с властью очередной кризис. Несмотря на то что поводов для него в наши времена более чем достаточно, носит он, скорее, не экзистенциальный, а меркантильный характер: художников, которые и на льготных-то условиях не всегда оказываются в состоянии платить за аренду муниципальных помещений, поставили перед необходимостью привыкать к полной коммерческой ставке.
Тарифы за аренду мастерских всегда были льготные — всю свою многолетнюю историю художники платили за мастерские немного. Но, утверждают они, постепенно эта льгота уменьшалась и обесценивалась. Живописцы уже несколько лет системно не справляются и с льготными платежами, и это очевидно, с учетом того, что более половины членов Союза художников — пенсионеры и инвалиды. Есть люди, у которых долги вообще отсутствуют, а есть группа художников, у которых совокупный долг больше миллиона.
Председатель регионального отделения союза Вадим Иванкин не считает возможным внедрение рыночных рычагов в отношения художников и власти хотя бы потому, что рынок в области изобразительного искусства в регионе считает практически полностью отсутствующим.
«Вообще-то, искусство — это такой безумно тонкий барьер, который помогает человеку сдерживать тупые животные инстинкты, — говорит он. — Нужная опция? Да, если мыслить государственными категориями, а не стремлением к сиюминутной наживе».
Недавно региональный Минкульт решил помочь Союзу художников закрыть долги по мастерским: для этого надо было работать в проектах «Культпросвет» и «Художник — народу!» На нескольких десятках площадок в Новосибирске и области состоялось около двухсот мероприятий, связанных с популяризацией творческой деятельности местных авторов и приобщением жителей региона к лучшим образцам современного профессионального изобразительного искусства. За работу платили «трудоднями», которыми можно было гасить долги. Идея популяризировать искусство и одновременно помогать художникам не слишком помогла: «трудодней» на все долги не хватило.
В последнее время всех творческих людей раздражает извечная формула «художник должен быть голодным». И у некоторых получается сводить концы с концами. Но и у таких с муниципальным имуществом есть проблемы. Длительные судебные разбирательства так и не помогли, например, урегулировать проблему с помещением мастерской, которую занимает скульптор Елена Григорян. Там вопрос даже не в деньгах (ну то есть, конечно, и в них, но не только).
ЭТО помещение площадью 85 кв. м в доме на углу улиц Советской и Железнодорожной решением горисполкома было выделено Союзу художников еще в 1986 году для скульптора Арама Григоряна. В 2000 году документы переоформили, передав мастерскую в безвозмездное временное пользование «для размещения творческой мастерской Григоряна А. В. и Григорян Е. В.». Но в 2019 году мэрия начала судебный процесс по освобождению помещения. Суд направил скульптору несколько повесток, он не откликался, и судья решил возложить на Арама Григоряна обязанность освободить мастерскую. Увы, скульптор к тому моменту был уже мертв. Он скончался в США, где проходил лечение, на 63-м году жизни.
Вдова Арама Григоряна Елена тот факт, что ее покойному мужу направляли судебные повестки, восприняла тогда как плевок в душу человеку, который много сделал для города. А помещение она физически освободить не может: там много работ.
«Я хочу продолжать работать в мастерской, мы с мужем там более 30 лет отработали. Я нормальный человек, я понимаю, что помещение принадлежит мэрии, готова взаимодействовать, но сегодня такое имущество может распределяться только через торги, при этом художник лично участвовать в них не может, только через творческий союз. Но и так не получается: у организации постоянно есть задолженность перед бюджетом, а таких к торгам не допускают», — рассказала Елена Григорян «Новой Сибири» летом прошлого года.
Торговля за условия договоров между творческим союзом и муниципалитетом — это такой необходимый ритуал. Еще во время предыдущего, который состоялся пять лет назад, художники предупреждали: «В настоящее время карман художника скорее пуст, чем полон. И дополнительное финансовое обременение не принесет ничего, кроме роста социальной напряженности и объективного роста неплатежей в связи с отсутствием реальной возможности их погашения».
Собственно, так и получилось. Если в 2018 году совокупный долг пользователей творческих студий отделения составлял порядка 600 000 рублей с тенденцией к медленному росту, то сейчас он зафиксировался на уровне двух миллионов. И по наблюдаемой статистике платежей имеет тенденцию к увеличению.
Новосибирское отделение Союза художников уже неоднократно получало от собственника помещений претензии с требованием немедленного погашения задолженности и угрозой судебного расторжения договорных отношений по конкретным объектам, что повлечет за собой блокировку расчетного счета НРО «СХР» с последующим безакцептным списанием задолженности, банкротством организации и прекращением деятельности отделения в Новосибирской области.
В начале марта правление Союза художников отправило письма в комиссию по культуре, спорту, молодежной политике, международному и межмуниципальному сотрудничеству в Совете депутатов города Новосибирска, в мэрию Новосибирска и в другие организации с просьбой инициировать разработку концепции поддержки и развития профессионального изобразительного искусства в Новосибирске и области на длительный период с возможностью бюджетного финансирования. Новосибирскому городскому Совету депутатов предложили рассмотреть возможность законодательного закрепления статуса индивидуальной творческой студии как объекта культуры с безвозмездным пользованием либо организовать субсидирование на величину затрат по содержанию объектов недвижимости.
Заканчиваются все эти письма примерно одинаково: «Перевод социально ориентированной некоммерческой организации …на коммерческую «рыночную» основу окончательно похоронит профессиональное изобразительное искусство в регионе, превратив Новосибирск в этой сфере культуры в глухую провинциальную деревню».
Просветительско-идеологический рычаг воздействия на сознание широких масс по вполне объяснимой «материальной» причине решил надавить на тех, кто, собственно, и занимается этой просветительско-идеологической деятельностью. Творческие деятели все еще надеются найти выход из создавшейся тупиковой ситуации, но уже без особой надежды на рациональное взаимодействие с властью. Как констатирует Вадим Иванкин, «сложившаяся ситуация может привести к выжженному полю на том месте, где должна расти культура, да и вообще городская жизнь».
Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»