IN MEMORIAM: Человек, по жизни которого прошел Чернобыль

0
1367

Ушел из жизни видный деятель союза «Чернобыль», кавалер орденов Александр Ставинов. 

СКОНЧАЛСЯ Александр Николаевич Ставинов — ликвидатор последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Мужества, с 8 августа по 10 октября 1986 года отработавший на ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Сибирский региональный союз «Чернобыль» отмечает его вклад в многолетнюю общественную работу и популяризацию подвига ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы, активное участие в создании музейной экспозиции союза. «Мы обращаемся со словами искреннего соболезнования к родным, близким и друзьям покойного. Светлая память Александру Николаевичу. Вечный покой», — говорится в сообщении организации.

В память об Александре Николаевиче «Новая Сибирь» приводит небольшой фрагмент его воспоминаний, опубликованных в газете «Строительные ведомости».

«25 апреля 1986 года в полдвенадцатого ночи у меня родился первый внук. И буквально два часа спустя произошла катастрофа на 4-м энергоблоке ЧАЭС. Вот такой раздел прошел по жизни: до и после.

Когда я приехал в Чернобыль, мне было 46 лет, а за плечами имелся 23-летний опыт бригадирской работы в подразделениях Минсредмаша СССР. Важность этого опыта для работы в зоне аварии на ЧАЭС трудно переоценить. Именно руками нашего министерства построена вся (ядерная) оборона СССР. Да, это совсем не одно и то же — наблюдать за событиями, попивая пиво у телевизора, или реально погрузиться в их эпицентр…

А события развивались быстро. 14 августа 1986 года кадровик сообщил мне, что нужно готовиться к командировке в зону аварии. 15 августа мы всей бригадой прилетели в Киев, а 16 августа уже получили спецовки в Чернобыле и выехали на объект...

На этой стройке ничего нельзя было сделать по отработанным схемам. Например, невозможно было построить полноценный фундамент — потому что к горячим радиоактивным завалам не подступишься. Инженерам приходилось изощряться, в буквальном смысле творить чудеса. Так, точки опоры для первых конструкций основания проектировщики искали визуально, с помощью специальной освинцованной кабины — «батискафа», в котором они на тросе «летали» над развалами реактора.

Сложности возникали на каждом шагу. Вот, например, как освободить смонтированную конструкцию от строп без человеческих рук? Придумывали разные решения. В одном случае стропы отсоединялись автоматически при снятии нагрузки, за счет особой конструкции замка, в другом — «отстреливались» посредством маломощного заряда взрывчатки.

Только в Чернобыле я всем существом своим понял, каким сконцентрированным, плотным может быть время. И как много можно успеть за строго отведенные три, пять, десять минут! Сделал одну операцию — и бегом назад!

Мы оптимизировали работу, как могли, чтобы не терять времени даже при самом неблагоприятном раскладе. Например, идет дождь — а надо вести электросварку! Делаем так: я варю соединение, а товарищ держит надо мной брезент. Вода все равно попадает, конечно, и когда рукавицы намокают — меня начинает понемногу бить током. Тогда товарищ быстро помогает сменить рукавицы на сухие — и сварка продолжается.

Ликвидация последствий Чернобыльской аварии — это огромная наша победа, великий результат великого труда. Надо, чтобы о нем помнили следующие поколения».

Фото предоставлено региональным союзом «Чернобыль»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.