Пейзажи и «брендовые» места Новосибирска не появятся на новых купюрах Центробанка, поскольку по результатам голосования в России нашлись более достойные символы
ВОПРОСЫ «кто виноват?» и «что делать?» уже ничего не изменят: памятные места нашего родного Новосибирска не появятся на новых банковских купюрах Центробанка. Иными словами, мы проиграли в конкурсе, или, выражаясь более помпезно, во всероссийской кампании по выбору изображения на денежных знаках номиналом в 200 и 2000 рублей, которая стартовала 28 июня этого года. На специально созданном интернет-сайте россияне составили настоящий хит-парад всевозможных памятников, достопримечательностей и прочих символов своей «малой родины». Каждый номинант должен был набрать не менее пяти тысяч голосов, чтобы выйти в следующий тур.
К сожалению, в третий финальный этап отбора вошли немногие претенденты. В том деликатном смысле, что Новосибирск не вошел. И теперь россиянам предстоит выбрать два города (или территории), символы которых вскоре будут размещены на этих самых свеженапечатанных бумажках (председатель Банка России Эльвира Набиуллина пообещала, что банкноты появятся в 2017 году). А подведение итогов состоится в прямом эфире телеканала «Россия 1» уже через месяц — 7 октября.
А сейчас, после завершения второго тура, Банк России объявил десятку финалистов, за которых жители нашей страны отдали наибольшее количество голосов. Собственно, прагматический смысл всей этой грандиозной кампании сводится к вполне банальной вещи: введение новых купюр призвано упростить расчеты граждан РФ за товары и услуги. Но и здесь, как нетрудно заметить, все свелось к модному нынче патриотическому азарту, который можно только лишний раз поприветствовать (а кому-то лишний раз и осудить — это тоже нынче вошло в моду).
Почему на российских денежных купюрах решили размещать изображения ландшафтов, а не портреты выдающихся деятелей России в области науки, культуры и политики, — вопрос сложный и даже, кажется, неразрешимый. Ведь в большинстве стран мира на бумажных дензнаках печатают портреты президентов, королей, монархов, императоров — ну и вообще первых очень знаменитых лиц страны.
Список российских президентов, как нетрудно пересчитать, состоит из трех фамилий: Ельцин, Медведев и Путин. Схема «На каждой банкноте — по портрету президента» никак в России пока не проходит.
Да, банкноты «евро» обходятся без подобных изображений по несколько иной причине: слишком много уж у них никому не особо известных в мире лиц (а для них, британцев, крайне уважаемых) могло бы претендовать на это почетное место. В США — совсем другая история: там очень долго не было единой национальной валюты. Вернее, наряду со всем тем, что выпускало государство, ходили всякие «деньгоподобные» бумаги, и лишь при 28-м президенте (Вудро Вильсоне) в 1913 году был создан как бы американский «Центробанк» — федеральная резервная система, и доллар был определен как единственная валюта, имеющая хождение именно на правах американских денег. В связи с этим некоторое время спустя (возможно, в знак благодарности) портрет Вильсона поместили на банкноте номиналом в 100 000.
Ну а на банкнотах России портретные изображения за всю историю СССР (если не вспоминать «катеньки» с изображением Екатерины II и «петеньки» — с ликом Петра I) посвящены в основном истории России: например, на купюре 500 рублей присутствует памятник Петру Первому в Архангельске, на тысячерублевке — памятник Ярославу Мудрому.
Зато в Америке пока что идут дискуссии о том, чей женский портрет поместить на десятидолларовую купюру нового дизайна. Похоже, что изображение женщины появится на американской валюте только в 2020 году. А вот в Великобритании (казалось бы, более викторианской, чем Америка) наконец-то меняют портрет местной феминистки Элизабет Фрай, украшавшую до сего времени пять британских фунтов, на изображение знаменитого премьер-министра Уинстона Черчилля. Черчилль, конечно, серьезный бренд. Но ведь и женщина тоже серьезный бренд. А Черчилль не женщина, согласитесь. Поэтому борцы за права женщин, естественно, страшно возмущены таким полиграфически-финансовым демаршем — организация The Women’s Room даже пригрозила подать на Банк Англии в суд. К тому же дамы тут же предложили своего дизайнера — писательницу и автора эссе «Защита женских прав», работающую сестрой милосердия, и еще какую-то женщину-биофизика.
Решение о замене устаревшей Фрай на неустаревающего Черчилля уже принято, и знаменитый госдеятель появится на пятифунтовых уже в 2016 году, а в 2017 году на купюре в 10 фунтов можно будет увидеть лицо писательницы Джейн Остин. Заслуги этой Джейн не столь велики, разумеется, но почему бы не уступить в «банкнотовой баталии» претензиям милых женщин.
И все же в области толерантности по отношениям к прекрасным дамам победителями на весь мир оказались шведы. На купюре в 20 крон писательницу Сельму Лагерлеф, автора «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями», нынче сменили Астрид Линдгрен и ее знаменитая Пеппи Длинныйчулок. На 100 кронах вскоре появится актриса Грета Гарбо, а на 500-х — оперная певица Биргит Нильссон. Она, как говорят, очень известна во всем мире. Возможно, это действительно так.
Зато несколько лет назад их шведские кроны были признаны самыми грязными деньгами в Европе. К такому выводу пришел какой-то профессор Оксфордского университета, обнаруживший на банкнотах королевства около 40 тысяч бактерий. Впрочем, еще задолго до этого научного открытия Банк Швеции объявил о планах выпуска купюр нового, «чистого» образца. Купюра в 200 крон стала реальной новинкой — раньше такого номинала не существовало. Украсил ее портрет кинорежиссера Ингмара Бергмана, а на реверс поместили изображение острова Готланд, где Бергман по какой-то личной причине был похоронен.
Что касается российского состязания на предмет размещения пейзажей малой родины на двух новых купюрах, то тут пока далеко не все ясно. Согласно информации организаторов, в десятку финалистов вошли: Владимир (Золотые ворота и Успенский собор), Волгоград (скульптура «Родина-мать зовет!» и Мамаев курган), Дальний Восток (космодром «Восточный» и мост на острове Русский), Иркутск (озеро Байкал), Казань (Казанский кремль и Казанский университет), Нижний Новгород (Нижегородский кремль и Нижегородская ярмарка), Петрозаводск (музей-заповедник «Кижи»), Севастополь (памятник затопленным кораблям и Херсонес Таврический), Сергиев Посад (Свято-Троицкая Сергиева лавра), Сочи (олимпийский стадион «Фишт» и курорт «Роза-Хутор»).
Как уже широко известно, жители Новосибирска предлагали разместить на банкнотах «красный» Бугринский мост, оперный театр и Новосибирский зоопарк, однако этим символам не хватило «интернетных» голосов. Да и кто, честно говоря, в России слышал про два из этих объектов… Хотя, что касается новосибирского оперного, это, разумеется, со стороны европейской части россиян совершенно нечестно и очень обидно.
Конечно, можно выпустить новую банкноту с видами Крыма и Севастополя но это не так круто, конечно же, как в Демократической Республике Конго (иными словами, Заир), где диктатор Жозеф-Дезире Мобуту удерживал власть целых 32 года, и культ личности этого Мобуту отражался и на денежных купюрах, разумеется. А вот сейчас на конголезских франках преобладают изображения местных достопримечательностей и диких животных — почти как на деньгах России. Как говорится, противоположности притягиваются.
Но не все в мире так запущенно, как в Заире и России. В Новой Зеландии, как это ни ужасно, несколько лет назад всерьез заговорили об отмене наличных денег, поскольку они уже давно перестали быть популярными среди населения. То ли 80, то ли 90 процентов жителей страны давно уже платят за товары и услуги пластиковыми картами. Так что, может быть, и не стоит так напрягаться на предмет бумажных дензнаков.
К тому же проиграл ведь не один Новосибирск: Екатеринбург тоже не попал в финал конкурса Центробанка, нижневартовский «Алеша» тоже выбыл. Да и еще 90 процентов нашей любимой страны осталось где-то в стороне от купюр. Поскольку наша страна совсем в целом не «от кутюр». А то, что сразу несколько «символов» из Владимирской области попали в ТОП-10, так это и сразу было вполне очевидно. Последний этап конкурса — «Финальное голосование» — оно завершится 5 октября.
Иллюстрация С. МОСИЕНКО датирована апрелем этого года и соответствует предварительным итогам конкурса