Прорисован будущий образ чудом сохранившегося посреди плотной городской застройки в Калининском районе 100-гектарного лесного массива.
В Новосибирске началось общественное обсуждение концепции комплексного развития и благоустройства еще одной зеленой зоны — Соснового бора. Корреспондент «Новой Сибири» побывал на ее презентации, прошедшей 11 июня, и разобрался в содержании документа и неочевидных деталях — да, количество сделанных и запланированных проектов в городе уже таково, что, если не вникать, можно и запутаться.
Прежде всего: Сосновый бор — это вовсе не то же самое, что «Сосновый бор», хотя оба расположены в Калининском районе. В кавычках — название парка, существующего уже сегодня. Без — участок городского леса, буквально чудом сохранившийся между плотной застройкой и доставшийся современным поколениям в наследство от тех новосибирцев, которые видели здесь промплощадку с двумя-тремя заводами.
Как рассказал завкафедрой градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ Григорий Ерохин, руководивший разработкой, Генеральный план развития Новосибирска с 1948 года рассматривал это место именно как территорию промышленного назначения. Но заводов тут не построили, и к 1966 году город согласился: пусть остается, как есть.
«С развитием города его фактические границы расширялись, постепенно поглощая прилегающие пригородные территории, в том числе лесные массивы, — говорит он. — Некоторым из них посчастливилось превратиться со временем в парки, скверы и территории, которые используются горожанами как рекреационные. С Сосновым бором этого не случилось — развитие промышленного района пошло дальше, на северо-восток, а массив сохранился как лесной».
Вот поэтому современным жителям Калининского района и досталось такое счастье — более 100 га в квартале улиц Учительская, Светлановская, Александра Невского. И все это, по расчетам авторов концепции, доступно для 85 675 новосибирцев, а это означает, что ежедневно посещать лес могут более 10 тысяч человек. Многие из них бывают здесь уже сегодня. В основном — для прогулок пешком, с детскими колясочками или на велосипедах, но иногда для отправления экстремальных, деструктивных, а то и криминальных нужд: увы, даже в парках бывают темные аллеи, а уж лес, да еще посреди города, может быть предельно неуютным.
О том, что с Сосновым бором нужно что-то делать, начали говорить сразу, как только в 2016 году город представил публике систему приоритетов, одним из которых была программа «Зеленый Новосибирск». Затем, в 2017-м, была принята кластерная концепция развития зеленых зон. Со стороны может показаться, что пока преображались Заельцовский парк, сквер Славы, создавался Затулинский дисперсный парк и расторговывались подряды на другие территории, про сотню зеленых гектаров Калининского района забыли. Но Григорий Ерохин свидетельствует: это не так. Студенты-архитекторы пишут дипломные проекты по бору с 2016 года. В 2017-м университет выполнял научно-исследовательскую работу по разработке и апробации методики оценки состояния благоустройства наиболее востребованных общественных территорий, и Сосновый бор там фигурировал вместе с другими. В 2021-м Центральный Сибирский ботанический сад СО РАН сделал и натурное обследование территории. А в конце 2023 года департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии заключил соглашение с предприятием «Элтекс» о разработке концепции — компания от парка расположена буквально через забор, благоустройством территории занимается уже сегодня, а теперь выступила и спонсором создания документа.
И вот он готов. Ректор НГУАДИ Наталья Багрова суть проекта выразила так: «Тихое получилось место, спокойное. Будто ему и предназначено стать популярным, но не сильно массовым».
Обоснование этого посыла — в результатах опроса новосибирцев, которые разработчики взяли за отправную точку. Всего горожане выделили пять основных актуальных способов проводить здесь время: пешие прогулки, активный отдых и спорт, тихий отдых, велосипедные прогулки, прогулки с детьми. Три четверти опрошенных — за прогулки. Основными проблемами Соснового бора участники опроса назвали неухоженность и запустение (53 процента), коммунально-бытовые неудобства (43), состояние пешеходных дорожек (32) и отсутствие освещения (24). 14 процентам опрошенных не нравятся обосновавшиеся тут «закладчики».
В документе подходы к решению обозначены. Записаны освещение, видеонаблюдение и невозможность пройти на территорию помимо специально предназначенных входов — всего их запланировано шесть. У входов — парковки и площадки для мусора. У водоемов (на территории есть два озера) — деревянные пирсы.
Вообще, в парке предполагается размещать природоподобные элементы благоустройства — многое из дерева, мягкое покрытие пешеходных дорожек и все такое. Но более важно то, что в концепции обозначена задача осадить основной поток активных посетителей, а вместе с ним и основной удар антропогенного воздействия, у границ лесного массива — за счет расположения там всего шумного и массового типа детских и спортивных площадок. Дальше, вглубь леса, посетители направятся по велодорожкам или лыжне, причем дорожки станут реже, а лавочки закончатся. «Чем дальше лес, тем больше лес», — сформулировал подход Григорий Ерохин.
Презентация открыла общественное обсуждение проекта, которое продлится до 28 июня. Мэрия опубликовала проект документа на странице green.novo-sibirsk.ru и пригласила горожан его комментировать. Но первое обсуждение состоялось сразу же после презентации. Люди, знающие территорию Соснового бора едва ли хуже архитекторов, нашли что добавить: рассказали, например, об ущербе, который наносят лесным дорожкам мотоциклисты, о необходимости восстановить футбольное поле, которое есть на территории, а также о том, что «реальное количество «закладчиков» намного больше ваших оценок».
Общим пожеланием было сделать все поскорее. Но, увы, это вопрос относительно далекого будущего: к детальному плану реконструкции архитекторы приступят только после утверждения документа.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Визуализации из презентации проекта
Ранее в «Новой Сибири»:
Душевые, шезлонги, солнцезащитные навесы: В Новосибирске продолжают обустраивать парк «Арена»