Опыт участия застройщиков в решении проблем обманутых дольщиков в Новосибирской области используют в помощи детям-сиротам.
Масштабным инвестиционным проектам как механизму привлечения средств застройщиков на решение социально значимых вопросов региона определяют новые задачи. После того как они показали свою эффективность в помощи обманутым дольщикам, их действие предложено распространить и на обеспечение жильем детей-сирот. Соответствующие изменения в ряд региональных законов 28 сентября приняла сессия Законодательного собрания Новосибирской области.
МИПы известны в регионе с 2012 года. В основном они применялись для решения проблем обманутых дольщиков, но в законе заложена возможность подключения их механизма и для расселения ветхого и аварийного жилья. Суть схемы в том, что застройщик получает земельный участок для строительства без конкурса, целевым образом направляя определенный ресурс на конкретное дело: например, вносит средства на счета ЖСК, созданного обманутыми дольщиками для сдачи долгостроя, или выделяет квадратные метры людям из расселенных бараков.
В этом году в комитеты заксобрания из правительства региона пришел законопроект, позволяющий включить в список новых выгодоприобретателей. По закону № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государство гарантирует обеспечение их жильем. В регионе с документом хорошо знакомы: на его выполнение региональный бюджет ежегодно выделяет средства в рамках государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области», в последние годы территория получает федеральные субсидии, но депутаты заксобрания постоянно бьются за увеличение финансирования этой строки.
Когда правительственный законопроект о новой точке приложения для МИПов попал в бюджетный комитет заксобрания, его член Александр Кулинич только вернулся из Карасукского района, где побывал на строительстве двух девятиквартирных домов для детей-сирот. Их обещают сдать в этом году, еще шесть таких же планируют строить в 2024-м. Однако в пояснительной записке к законопроекту сообщалось: «По состоянию на 1 августа 2023 года, в очереди на обеспечение жильем состоят 7546 детей-сирот, из них 5175 человек — у которых право на обеспечение жилым помещением возникло и не реализовано, в том числе имеющих не исполненное судебное решение — 95 человек». Поэтому на заседании комитета депутат идею поддержал — пусть средства застройщиков эту очередь ускорят.
А вот зампред комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Илья Поляков считает, что плюс нового закона как раз в том, что он позволит избежать компактного заселения бывших воспитанников детских домов. Они из-за специфических условий жизни и так имеют ограниченную социализацию, а теперь их еще и селят всех вместе, ведь жилье для них, как правило, закупается органами власти на торгах партиями, и это зачастую как раз отдельные многоквартирные дома. А по МИПам квартиры на распределение будут поступить от разных застройщиков, в домах, построенных в разных локациях.
Дополнительный плюс закона руководитель строительной группы компаний видит в том, что МИП позволяет не наступать на грабли, расставленные законодательством о госзакупках.
«Механизм масштабных инвестпроектов для бюджета более надежен, чем закупки по 44-ФЗ, — говорит Илья Поляков. — Я убежден и давно про это говорю публично, что заложенный в нем подход выбора поставщика по цене убивает экономику. Хорошо и дешево одновременно не бывает, поэтому закон, который ориентирован только на цену вопроса, совсем ориентирован на качество. Так что, поддерживая законопроект, я только за то, чтобы расширить применение МИПов. Тем более что проблема обманутых дольщиков уже реально на финишной прямой».
Зампред заксобрания Ирина Диденко активно участвовала в работе всех трех комитетов, на которых обсуждался законопроект, а также в рабочей группе, где все новые нормы, а также критерии отнесения к масштабным инвестиционным проектам еще раз разобрали по косточкам. Ссылаясь на данные Минстроя, она подтверждает: скорее всего, обманутыми дольщиками механизм скоро востребован уже не будет, потому что их просто не останется. Ну а раз МИПы показали высокую эффективность в решении этого вопроса, то и на новом «поле боя» будут полезны.
Возможную критику механизма она предупреждает так: законы формируют саму возможность, а все детали процесса оттачиваются и регулируются нормативными актами и — в рабочем порядке — специальной комиссией, которая за годы применения закона уже наработала большой опыт решения самых острых вопросов.
«В пакете изменений, принятых сессией, сразу несколько новелл, — объясняет Ирина Диденко. — Один документ позволяет в рамках МИП создавать дополнительное жилье для детей-сирот — прописана возможность обременения застройщиков этой социальной нагрузкой. Второй расширяет и возможности для решения проблем обманутых дольщиков — он закрепляет предоставление застройщиками 6,5 процента созданного жилья для передачи этой категории льготников. Третья статья упрощает процедуру для исполнительной власти. Она сможет принимать квартиры в определенном объеме и в предусмотренном законом порядке передавать нуждающимся, не согласовывая каждый шаг с заксобранием. Это важно для ускорения работы инструмента».
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: