МВД отсудило у Новосибирской области «Орский борок» — уголок колыванского леса с базой отдыха на живописном берегу Оби.
ШЕСТЬ гектаров леса в красивом лесу на живописном берегу Оби в Колыванском районе скоро перейдут в ведение Центра хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Новосибирской области. Учреждение добивалось этого права много лет, а Новосибирской области, более полувека назад решившей с властями СССР вопрос о превращении этого уголка дивной сибирской природы в место отдыха детей из сел и городов, участок оказался не по зубам.
База расположилась километрах в 60 от города на крутом берегу Оби в Колыванском районе. Место называется «Орский борок», и оно воистину неплохое: в VI-VII веках его выбрали для поселения чатские татары, спасавшиеся от войск хана Кучума (сегодня они здесь живут до сих пор — в этническом поселении Юрт-Ора). Позже, уже в советские времена, чуть ниже по реке появилась деревня Пристань Почта — до строительства Колыванского шоссе здесь была именно пристань, и она активно использовалась в транспортных целях, связывая жителей с Новосибирском и Томском.
Вот между чистенькой Юрт-Орой и обжитой дачниками Пристанью Почта база вдоль берега и вытянулась — это нехитро огороженная территория со скромными домиками из бруса и прочими постройками). 8 октября в Арбитражном суде Новосибирской области решен вопрос о передаче ее в собственность Российской Федерации в лице специализированного казенного учреждения (в силу решение суда пока не вступило).
В чем был спор, и почему потребовались арбитры? Если вникнуть в суть дела, опрос уперся в некоторую сумму убытков, которые после передачи земли федералам могут понести колыванские предприниматели.
СОБСТВЕННО, Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, в ведении которого находится заветная земля, ГУ МВД не совсем и отказывало. Но правоохранительное ведомство даже не захотело обсуждать цифры.
Интересно, что о спорной базе представители МВД в суде говорили как о «центре социальной реабилитации сотрудников». Но в документах ГУ МВД она значится как «гостиничный комплекс». В ответе на запрос «Новой Сибири» в ведомстве пояснили, что она используется для «временного проживания сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии, членов их семей, ветеранов и пенсионеров органов внутренних дел и членов их семей, членов семей погибших сотрудников, а также иных лиц». Даже в 2021 году, когда работать не давали санитарные ограничения, здесь отдохнули несколько десятков сотрудников.
Однако исторически это место было отведено для районного пионерского лагеря — об этом говорилось в решении исполнительного комитета Новосибирского областного (сельского) Совета депутатов трудящихся 1963 года. В 1970-м Совет Министров РСФСР разрешил увеличить площадь выделенной территории с пяти гектаров до шести. В 1995-м, когда пионерлагеря стало некому финансировать, администрация Колыванского района сдала все 17 зданий под центр социальной реабилитации органам внутренних дел. В 2001-м министерству безвозмездно передали и сами домики. А с 2016 по 2019 ТУ Росимущества постепенно оформило их в собственность РФ и заодно легализовало несколько самостроев — в частности, среди них оказались пара небольших банек, гостевая открытая веранда и гостевой дом.
А когда МВД начали оформлять и землю, выяснилось, что пока правоохранители потихоньку обживали «Орский борок», региональное Минприроды реализовывало в отношении леса свои планы. В 2009 году оно передало в аренду на 49 лет ООО «Ритм» большой участок леса. Оно обязалось все эти годы заготавливать здесь древесину, параллельно проводя и соответствующие лесоохранные мероприятия. «Орский борок» — небольшая, но значимая часть этого участка. Изъятие ее требует нового лесоустроительного проекта, а это не предусмотренные добросовестным пользователем расходы.
Правоохранители за выделением земли обращались трижды — и трижды же получали отказ. Осенью 2019-го в этих отношениях появился проблеск конструктива: Минприроды собрал все стороны на совещание, провел расчет дополнительных затрат, предложил МВД на паритетных с лесопользователем условиях их покрыть, но МВД выступило против. Не исключено, что вопрос даже не в сумме, а в принципе.
Когда дошло до суда, в процесс привлекли еще и региональную госинспекцию по охране культурного наследия. Дело в том, что на участке, из которого выделялись спорные 6 га «Орского борка», выявлены объекты археологического наследия, а это существенно обременяет собственника земли. Но, побывав в суде, представитель инспекции снял все вопросы. «Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно», — прокомментировала «Новой Сибири» начальник инспекции Елена Медведева.
Теперь у Елены Медведевой оснований обжаловать передачу «Орского борка» федералам нет. А вот Минприроды, напротив, пойдет в следующую инстанцию. О доводах к апелляции в комментарии для «Новой Сибири» министр Андрей Даниленко говорить не стал, но недвусмысленно отметил: в решении суда ничего не говорится об изменении категории участка. Сегодня это — земля Государственного лесного фонда, а она для реабилитационных центров не предназначена.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»
Фото автора