За «штрафные каникулы», сбои в работе дорожных камер и рост аварий на дорогах не с кого спросить — поставщики ликвидировались.
Летом 2025 года в Новосибирске закончились так называемые «штрафные каникулы», начавшиеся ровно год назад. Теперь комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД вновь перешли в активный режим работы и с новой силой начали выписывать протоколы недисциплинированным водителям.
Радоваться этому или нет — вопрос философский. С одной стороны, платить всегда неприятно, с другой — «каникулы» называли главным стимулом всплеска количества ДТП, фиксируемого в последнее время.
К концу весны общая статистика аварий в области ухудшилась на 27,7 процента относительно прошлогодней: из почти 700 региональных ДТП в самом Новосибирске насчитали порядка 400 (плюс 10-15 процентов к предыдущему году). Отмечался и рост числа погибших и раненых.
Прямо это связано с долгой разработкой проектов организации дорожного движения (ПОДД) или нет — вопрос тоже не из викторины для школьников. Но факт в том, что с 1 сентября 2024 года из-за новых требований законодательства право фиксировать и штрафовать нарушителей осталось у четырех камер из 172 — остальные превратились в тыквы. Власти, конечно же, винили медленных недобросовестных подрядчиков. Но было ли что-то ещё?
Вспомним, как в прошлом году профильный комитет заксобрания обсуждал траты на приобретение, модернизацию и эксплуатацию комплексов. Если в 2022 году на эти цели направили полмиллиарда рублей, то в 2024-м эта цифра дошла до миллиарда, да еще и траты на содержание комплексов в этот же период выросли четырёхкратно. И тут практически полностью прекращаются поступления в бюджет от штрафов и растущей аварийности.
Пытаясь понять, на что, кроме разработки ПОДД, могли быть направлены резко возросшие траты, «Новая Сибирь» обратила внимание на ряд дел в арбитраже, по которым недавно были вынесены решения.
Одно из них связано с вышедшим из строя комплексом фотовидеофиксации нарушений ПДД «Вокорд-Трафик Т». Он был установлен в 2018 году на пересечении улиц Бориса Богаткова и Есенина и по документам должен был прослужить как минимум до 2027-го. Однако уже в начале 2024-го камеры стали выходить из строя.
Новосибирский «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) потребовал от поставщика ООО «СоюзДорСтрой» и производителя ЗАО «Вокорд телеком» разобраться. После диагностики производитель подтвердил, что четыре камеры выработали эксплуатационный ресурс и починить их невозможно — только заменить. Стоимость замены только одного такого прибора оценили в 750 000 рублей (а их четыре). ЦОДД полагал, что заменить оборудование должен поставщик по гарантии, но этого не произошло. Тогда учреждение обратилось в суд, где его ждало фиаско.
«Вокорд телеком» не согласился с требованиями, заявив, что не являлся стороной по муниципальному контракту. Мол, у вас есть подрядчик — с него и требуйте. И тут выяснилось, что решением этого же арбитражного суда от 22 июня 2022 года «СоюзДорСтрой» признан банкротом, в отношении него введено конкурсное производство. Юрлицо стало недееспособным, из-за чего суд был обязан оставить иск без рассмотрения. Неденежное требование об обязанности ООО «СоюзДорСтрой» произвести замену товара ненадлежащего качества «трансформировалось» в денежное — о возврате оплаты, полученной по договору до возбуждения дела о банкротстве, но это уже в порядке очереди. Так что за сломанные камеры пока никто так и не заплатил.
Другое решение по похожему случаю суд вынес 18 августа. В документе сказано, что ЦОДД требовал устранить гарантийные недостатки программного обеспечения комплексов «Садко», установленных по госконтрактам в конце 2020 и 2021 годов. Изготовителем и разработчиком ПО для этих комплексов является ООО «СДВК», а ООО «Алагер-интеграция» — поставщиком по госконтракту. Обещанный срок службы АПК «Садко» — 6 лет, а гарантийный срок эксплуатации — 24 месяца со дня ввода, но не более 36 месяцев со дня поставки.
С 2023 года комплексы стали непригодными для фиксации нарушений ПДД: радар не инициализируется в системе, в камере машинного зрения DALSA отсутствует изображение по причине DISCONNECT. Возникла необходимость в переходе на новое ПО. ЦОДД в 2023 и 2024 годах дважды обращался с этим к ответчикам, но претензии проигнорировали. После этого госучреждение ушло в арбитраж, однако и там ЦОДД не ждал успех. Что характерно, по схожим причинам.
Потребовать что-либо от поставщика «Алагер-интеграция» теперь физически невозможно, так как 24 января 2025 года это юрлицо было ликвидировано решением налогового органа. Арбитражу осталось только прекратить производство по делу. Действующим ответчиком осталось ООО «СДВК», но оно возражало, ссылаясь на то, что истец неверно рассчитал гарантийные сроки, которые истекли 31 декабря 2022 и 2023 годов соответственно. Также отмечалось, что обновление ПО в принципе не входит в гарантийные обязательства, техобслуживание приборов поставщиком или изготовителем также условиями контракта не предусмотрены. Доказать, что выявленные неисправности являются недостатками товара или свидетельствуют о его некачественности, ЦОДД не смог. Да еще и срок исковой давности истёк.
Таким образом, суд отказал в удовлетворении и этих исковых требований центра. Решение ещё может быть обжаловано, но шансы на успех здесь невелики. Напомним, что ранее ЦОДД не смог добиться ремонта других сломанных комплексов ФВФ из-за банкротства поставщика.
Сломавшиеся комплексы — не единственная, но, судя по всему, все же весомая статья убытков бюджета. Всего из-за «штрафных каникул» только в четвертом квартале 2024 года в регионе взыскано в 1,5 раза меньше штрафов, чем годом ранее, а это сотни миллионов рублей, до бюджета не дошедших.
Илья БАЛЕВИЧ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: