Анна Терешкова предложила провести премьерный показ фильма «Матильда» в Новосибирске
ВТОРАЯ половина июля — время, когда в России традиционно обостряется монархическая тема. И это вполне понятно: 17 июля 1918 года большевики уничтожили в Екатеринбурге царскую семью. В этом году исполнилось 99 лет этому событию, поэтому оно было отмечено особо яркими акциями — вероятно, как репетиция столетия.
В Новосибирске около собора Александра Невского по случаю 99-летия цареубийства открыли памятник Николаю II и сыну его Алексею. Памятник был возведен на пожертвования прихожан, а его открытие сопровождалось исполнением гимна «Боже, Царя храни!» Это событие не могло остаться без комментариев. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть явно был не в восторге от нового памятника, заявив, что в истории России есть и более замечательные личности, в том числе и монархи. Тут с мэром-коммунистом трудно не согласиться, но раз уж у нас на центральной площади стоит памятник кумиру всех коммунистов, почему бы и его жертве тоже памятник не поставить?
Правда, наиболее ревностным поклонникам Николая II памятник тоже не понравился. Известный новосибирский возмутитель спокойствия, профессор Геннадий Чибряков, который также является действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества, распространил в СМИ свое возмущенное мнение. В нем он критикует и место, на котором установлен памятник, и само образное решение, оскорбляющее, как он считает, честь императора.
Впрочем, новосибирские страсти — это еще цветочки. У нас на открытие памятника пришли несколько сотен человек, а вот в Екатеринбурге крестный ход, посвященный годовщине цареубийства, собрал более 60 тысяч человек. Но екатеринбуржцам это нужнее, чем нам, — это ведь у них царя убили. В крестном ходе приняла участие и известная поклонница Николая II Наталья Поклонская, которая раньше была прокурором Крыма, а теперь заседает в Госдуме. Вернувшись в Москву, Наталья Владимировна в очередной раз обрушилась на фильм Алексея Учителя «Матильда». Напомним: в этом фильме рассказывается о романе Николая Романова с балериной Матильдой Кшесинской. Поскольку последний император причислен к лику святых, Наталья Поклонская считает, что рассказывать об этом с экрана нельзя, потому что эта история порочит святость Николая. Последний ее аргумент — 100 тысяч подписей, собранных против выпуска фильма в прокат, которые она передала в правоохранительные органы. Тут, правда, стоит иметь в виду, что 100 тысяч — это 0,07 процента населения России. Учитывая ту кампанию, которую г-жа Поклонская развернула против фильма на протяжении нескольких месяцев, как-то ничтожно получается. Но не это главное. Главное — понять, имеем ли мы право снимать и смотреть такие фильмы. С точки зрения свободы слова, мы имеем право даже на большее. В конце концов, у нас ведь показывали даже нелепое «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе, и ничего — мир не перевернулся, хотя православные клерикалы и в 1997 году выходили на митинги против его показа по каналу НТВ.
Но теперь, в 2017 году, мы имеем право задать вопрос: а в чем, собственно говоря, святость Николая II? Чтобы это понять, стоит обратиться к более древним персонажам. Сегодня, 28 июля, в день крещения Руси, можно было бы вспомнить, что, например, святой равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, был далеко не ангелом. Скорее наоборот — убийцей, садистом и насильником. Правда, летописи подчеркивают, что таковым он был до крещения, а потом стал аки агнец. Это, конечно, сущеложь, хотя так или иначе христианство благотворно на него повлияло, изрядно уменьшив его кровожадность.
Но в любом случае Владимир для нас не пример — тогда были иные исторические условия. Однако можно взять более близкие времена. Вот тут у нас возле Вознесенского храма стоит памятник хранителям семьи Петру и Февронии. Эти-то точно почти с рождения были христианами. И что? Она — шантажистка, заставляющая князя на ней жениться за исцеление, он — обманщик, обещающий жениться в обмен за излечение, а потом сбегающий от нее и возвращающийся только из-за рецидива болезни. Ни фига себе святость! Это скорее какой-то семейный триллер. И только переходя на другой уровень понимания, можно воспринять их взаимоотношения как некий христианский подвиг, хотя это уж точно крайне сложно. В общем, с христианскими добродетелями не все так очевидно в первом приближении.
Возвращаемся к Николаю II. Тут катастрофа очевидна. Человек довел страну до состояния революции. И в чем же его святость? На первый взгляд, он заслужил только проклятия. Но тут нужно понять кое-что очень простое. В принципе, да — человек, повинный в развязывании всемирной бойни, унесшей более десяти миллионов жизней, достоин только ада, но...! Немецкий кузен Николая, кайзер Вильгельм, с которым они совместно устроили Первую мировую войну, мирно дожил свой век в Голландии, успев перед смертью поздравить Гитлера с победой над Францией. Вот он-то точно сейчас в аду, если таковой существует. А Николай свои грехи искупил мученической смертью. Но это не отменяет всей его предыдущей жизни. Поэтому мы имеем право — нет, не знать — просто смотреть некую версию отношений не святого тогда еще Николая с красивой балериной. Дело в том, что, конечно, святость определяется после смерти, но многие святые заслужили этот чин при жизни. Николай не заслужил, поэтому он только страстотерпец, причем до последней секунды своей жизни не знавший, что именно так и умрет. Поэтому не нужно оценивать фильм Алексея Учителя на уровне «не смотрел, но осуждаю». Не хотите — не смотрите и просто молчите. Мы посмотрим в любом случае.
После очередного экзерсиса Натальи Поклонской начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова на своей странице в фейсбуке предложила провести премьеру фильма «Матильда» в Новосибирске. Получается так: наша умница-красавица против крымско-московской красавицы-тупицы. Кто победит?
Тут интересно другое: вполне естественно, что принц трахает балерину. И вполне очевидно, что этот фильм не может быть гениальным. Тут нет никакой такой коллизии, которой не было бы в нашей жизни. Это не Вуди Аллен и даже не Звягинцев с его мерзкими, но впечатляющими международно премиальными фильмами. Так что давайте просто посмотрим и плюнем, если оно того заслуживает!
Премьера «Матильды» намечена на 26 октября. Она должна пройти в Мариинском театре, на сцене которого в начале прошлого века танцевала Кшесинская. Возможно, у них не получится, тогда останется Новосибирск. И здесь нам нужно подумать о защите, потому что радикальные сторонники Поклонской готовы к атакам на кинотеатры, в которых будет демонстрироваться этот фильм. Тут даже Московская прокуратура подключилась — она не смогла пройти мимо угроз потенциальным прокатчикам, которые распространяли православные радикалы.
Какие выводы следуют из всего приключившегося и того, что еще приключится? Давайте поднимемся над нашей национальной гордостью и послушаем, что говорят восточные мудрецы. Председатель Мао написал: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Правда, после этого он сам всю клумбу вытоптал. Но когда говорил, это было красиво. Поэтому послушаем хотя бы китайского патриарха в его лучшие времена: давайте смотреть «Матильду», помолившись у памятника Николаю и его сыну.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»