Уроки татарской школы

0
35

Обрушение только что прошедшего приемку здания школы с почти столетней историей могло стать страшной трагедией, а обернулось чудом.

Главной темой начала второй декады сентября в Новосибирской области стали не очередные проблемы с подключением отопления (коих, к слову, пока особо не наблюдается) и не итоги прошедших неделей ранее выборов. Все внимание к себе приковала средняя школа № 5 в городе Татарске: она рухнула.

Фото ГУ МЧС по Новосибирской области.

Не выдержавшее натиска времени и отсутствия должного ремонта учреждение сломалось в той части, где располагались столовая, учебные помещения для трудов и химии, а также рабочий кабинет директора и учительская. Половина здания буквально сложилась, как карточный домик.

Случись это сутками ранее, когда здесь были дети, все могло закончиться страшной трагедией. Однако 90-летняя школа великодушно дотянула до воскресного утра, 21 сентября, когда в ней не было никого, кроме сторожа (он успел вовремя покинуть затрещавшее здание). Пострадают, похоже, только чиновники.

Для «оценки ситуации и принятия оперативных решений» на место ЧП в тот же день была направлена министр образования региона Мария Жафярова. Татарская администрация сообщила о сборе комиссии по чрезвычайным ситуациям и начале расследования. Произошедшим заинтересовались следком и прокуратура.

Главный вопрос и жителей, и правоохранителей к принимавшим школу к 1 сентября экспертам. Известно, что уже выявлены нарушения работы приемочной комиссии, председателем которой был замглавы Татарского муниципального округа: в обследовании участвовали специалисты не всех органов, ответственных за приемку, что не позволило получить объективные данные о безопасности школы. Возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Также будет дана оценка действиям должностных лиц самой школы и учредителя, то есть минобра: направляли ли заявки на проведение ремонта, поступали ли на это деньги из бюджета. Проверят и ведомства, не принявшие участие в обследовании и приемке.

Причины обрушения пока выясняются. Почетный архитектор России Игорь Поповский в разговоре с «АиФ» допустил, что среди них могли быть некачественные кирпичи и плохая кладка, а также просадка фундамента из-за подтопления или движения грунта — известно, что на западе региона достаточно мягкая, заболоченная земля.

Как бы то ни было, более 200 учеников остались без школы, и с этим надо что-то делать. Пришлось сначала отправить их на дистант, а затем решать, в какое учреждение их распихивать: школу № 9 или коррекционную. Сразу же все вспомнили и о новой школе в Татарске (строительство которой обсуждалось еще в 2019 году, но не закончено до сих пор), и о том, что плачевное состояние рухнувшего здания было очевидно уже десятилетия назад.

«Я сам учился в этой школе, выпустился в 2015 году, и уже тогда она была в аварийном состоянии. Ее постоянно пытались привести в божеский вид, латали крышу, стены — и дети учились дальше», — рассказал «КП-Новосибирск» житель Татарска.

Другие жители говорят, что треск в школе был слышен еще с прошлой недели. Местное издание «Сибирская околица» пишет, что здание в аварийном состоянии уже 24 года — якобы в 2012 году специальная комиссия проводила обследование и признала его опасным для жизни. В 2019 СОШ № 5 лично посещал губернатор Андрей Травников. Уже на фото тех лет можно было заметить диагональные трещины на той половине здания, что в итоге рухнула. По словам местных, дыры постоянно латали, но капремонт не проводили. Глава региона тогда констатировал: школа имеет износ более 70 процентов и «не выдерживает никакой критики». И поручил к 2021—2022 году построить новую школу.

Забегая вперед: поручение пока не выполнено, существующее здание в списках аварийных не значится. Более того — оно успешно проходило приемки перед каждым очередным 1 сентября. В этом году власти тоже заявили, что школа «готова к приему обучающихся».

На состоявшемся после ЧП совещании правительства в понедельник Травников старался держаться как всегда строго и уравновешенно, однако по некоторым моментам его плохое настроение угадывалось. Досталось, например, мэру Новосибирска Максиму Кудрявцеву, который доложил об «улучшении ситуации» с ремонтом Димитровского моста, а в ответ получил мрачное: «Признаем, что абсолютного чуда не произошло, в час пик пробки бывают».

Ну а уж по основному инциденту Андрей Александрович был просто на грани. Замминистра строительства Дмитрию Тимонову досталось больше всех. В своем докладе он списал задержки в строительстве новой школы на «климатические сложности в весенний период 2024 года» из-за высоких грунтовых вод: мол, из-за этого пришлось корректировать документацию.

«Значит, вот эти рассказы про грунтовые воды, про сложности, необходимость корректировки проекта я слышал еще два года назад. В 2023-м я эту школу посещал и слышал от подрядчика и от ваших коллег то же самое. Сегодня опять слышу. Что с проектной документацией? Она актуальна сегодня? Есть какие-то сдерживающие факторы?» — еле сдерживался Травников.

После объяснений Тимонова и заверений о сдаче школы к 1 сентября следующего года губернатор продолжил: «Все равно долго. Еще один пример, когда и деньги были, и желание строить было, и подрядчик был, и опять не получилось. Поэтому сегодня у строителей возможности для раскачки уже не осталось. Сами понимаете, в какой ситуации мы находимся. Поэтому ежедневный контроль со стороны УКС, специалистов минстроя и максимальное форсирование работы».

Марии Жафяровой глава региона поручил оставаться в Татарске до тех пор, пока не станет ясно, что образовательный процесс для лишившихся школы детей устроен «качественно и комфортно». А закрепить результат он решил, обращаясь уже ко всем коллегам сразу: надо извлечь уроки из этого «по-настоящему страшного случая, чудом не приведшего к трагедии» и полностью пересмотреть приоритеты правительства на ближайшие годы.

«Много предложений и пожеланий звучит по строительству, благоустройству. Но, коллеги, давайте мы после этого случая осознаем, что вторая смена или маленький спортивный зал, или отсутствие бассейна в поселке — это не самая страшная беда, которая может случиться, — Травников даже повысил тон, что для него совсем не характерно. — Опросите все муниципалитеты: когда и чьими силами проводились обследования старых зданий, оцените качество этих обследований, выводы и риски, которые там обозначены. И на основании этого еще раз посмотрим на наши трехлетние планы. Не следует ли нам где-то отказаться от создания дополнительного комфорта в пользу обеспечения безопасности здания, особенно с пребыванием детей, и форсировать работы там, где требует состояние? Придется переставить приоритеты».

Пока власти региона заседали, тревогу забили родители учеников другой новосибирской школы — в селе Николаевке. Зданию почти 60 лет, и оно, судя по фото, тоже трещит. Одна из секций признана аварийной, капремонт не проводится, а дети продолжают там учиться.

Сколько еще таких школ остается в Новосибирской области? Возможно, что после «пересмотра приоритетов» за этот вопрос возьмутся со всей серьезностью, и «татарский урок» спасет не одну жизнь.

Илья БАЛЕВИЧ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Как в Новосибирске открывали долгожданную станцию метро «Спортивная»

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.