Новосибирский депутат, желавшая «надавать по щщам» погибшим на Украине российским военным, сама попала «как кур во щи».
Скандал, связанный с постом депутата горсовета Хельги Пироговой в Твиттере, наделал шума в Новосибирске и стремительно перелетел на уровень федеральный. К традиционному для таких историй заявлению главы СКР Александра Бастрыкина о поручении провести проверку, добавились реакции «официальных лиц». Самодеятельный кризис-менеджмент не помог: в пояснениях женщина пыталась дезавуировать скандал тем, что ее слова были вырваны из контекста, однако обнародование скриншота удаленной публикации эти планы нарушило.
Все началось, когда 15 июля депутат прокомментировала скриншот из статьи с цитатами матерей погибших солдат, которые выражают благодарность местным властям за организацию похорон. Ее слова быстро растиражировали в таком виде: «Это просто невыразимо, хочется их всех оживить, сильно надавать по щщам и обратно пусть в могилы идут. А то зря, что ли, такие роскошные похороны устраивали».
Цитата не заставила ждать резонанса: откликнулся первый вице-спикер заксобрания Андрей Панферов. 19 июля он обратился с открытым письмом к мэру Новосибирска Анатолию Локтю и Совету депутатов Новосибирска с требованием привлечь Пирогову к ответственности.
«Про совесть говорить не буду, она, видимо, потеряна давно. С общечеловеческой моралью такое тоже не согласуется. В нашей стране имена погибших в бою всегда были окружены почетом и уважением. Здесь же — осквернение памяти, глумливая пляска на гробах», — написал Панферов.
Кроме того, по мнению депутата и бывшего боевого офицера, действия Пироговой несовместимы со званием депутата и должны стать темой для комиссии по депутатской этике, а также прокуратуры Новосибирской области. В обращении к прокурору Панферов отмечает, что «необходимо оценить, не являются ли ее призывы в социальных сетях публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности». Номер статьи УК РФ не указывается, но, судя по формулировке, это часть 2 статьи 280 — «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». До пяти лет лишения свободы, между прочим. Прокуратура заявление Панферова приняла в работу и назначила лингвистическую экспертизу.
Ну а потом с осуждениями выступили и губернатор Новосибирской области Андрей Травников (он назвал выходку муниципального депутата абсолютно циничной, выразил уверенность, что правоохранительные органы дадут ей оценку, и непонимание затянувшимся обсуждением «жалких объяснений гражданки Пироговой» и «не самой умной городской девицы»), и мэр Новосибирска Анатолий Локоть (он тоже был офицером), и председатель горсовета Дмитрий Асанцев (назвал «то, что она себе позволила» неприемлемым и назначил заседание комиссии по этике).
А 17 депутатов заксобрания, горсовета и Совета депутатов Новосибирского района, не дождавшись выводов комиссии, обратились с заявлением к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой провести проверку действий Хельги Пироговой и принять соответствующие правовые меры. И Бастрыкин их услышал: он поручил и. о. руководителя следственного управления СК России по Новосибирской области Виталию Зарипову организовать процессуальную проверку в отношении Пироговой и доложить о ее результатах.
В Москве на пост тоже отреагировали. Радиоведущий Армен Гаспарян в своем телеграм-канале высказался так: «Надеюсь, что эта конченая м…зь ответит по закону». Репост этого пожелания сделал телеведущий Владимир Соловьев.
А что же сама героиня скандала? Она, надо признать, повела себя как истинная «городская девица», то есть непоследовательно.
Пост она удалила. Затем зачем-то начала давать прессе комментарии о том, что цитаты, которые вызвали скандал, были вырваны из контекста. Затем, заявив, что «поскольку приходится писать и говорить одно и то же», она создала пост в соцсети. В нем она признает, что ее твит был чересчур эмоциональным, но утверждает, что слова вырваны из контекста и совершенно не передают смысла сказанного.
Свериться было уже не с чем: сам-то твит она удалила. Но в числе комментаторов оказалась женщина, живущая на округе, где Пирогова избиралась, она дала резонансному посту свою оценку и выложила скришншот.
На нем, кроме твита, был фрагмент статьи издания «Медиазона» (власти РФ признали его иноагентом), который и вызвал скандальную реакцию: «О гибели всех добровольцев, упомянутых в этом тексте, сообщили региональные чиновники — от глав поселений до губернаторов. Все их родственники сказали, что остались довольны похоронами: на них приезжали главы поселений и военкоматов, высокие воинские чины, а иногда даже стрелял караул. «Спасибо огромное администрации нашего сельского поселения, что они все достойно сделали. Солдаты стреляли, из воинской части привезли обед, у нас народу было — 110 человек на обеде! Это просто невероятно!» — восхищается мать».
Женщина, выложившая скриншот, утверждает, что сама потеряла близких в Чечне, но ее мысль понятна любому, кто хоть однажды был на похоронах. Она пишет: «Эти «радость» и «восхищение» матери, о которых вы пишете, — о том, что для их родного сыночка такое сделали, что его проводили сотни людей, что они не безразличны к нему, что его помнят, и сотни человек ценят его подвиг! Восхищается она именно этим — проявленным отношением к сыну! А не жрачкой на всю деревню, на которую вы намекаете в своем пояснении!.. Судить мать, которая только что похоронила сына, за то, что тебе не понравилось, как она выразилась, — это дно! Вы второй день везде бросаетесь словом «контекст», а сами не удосужились этот контекст разглядеть в словах матери!»
Что касается контекста: от разлетевшейся цитаты большинство СМИ и блогов отрезали лишь первую фразу. Она выглядела так:
«Тамада хороший и конкурсы интересные».
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
Под фото:
Скриншот того самого поста
Хельга Пирогова прошла в горсовет по «Умному голосованию» в составе коалиции «Новосибирск-2020». До лета 2020 года ни в политической, ни в общественной деятельности замечена не была. Фото Евгения ИВАНОВА, 2020 год
Ранее в «Новой Сибири»:
Уважаемые журналисты, кур попал в ощип, а не во щи.
Спасибо, что напомнили. Странно, что вам не бросилась двойная «щ» несколькими словами раньше.)
Интересно, столько букав для какой аудитории написаны? Про дороги, пыль и мусор лучше бы написал, а не пяточки мэрии облизывал.
Все дерьмо и полное ... И сама Хельга и статья от медиазоны, хотя от медиазоны ничего другого и ждать не надо
Спасибо сыну за машину!