В Новосибирске третий год по правоохранительным органам ходит уголовное дело школьника, исправлявшего оценки себе и сверстникам
ИСТОРИЯ вокруг дела о малолетнем хакере, исправлявшем оценки в системе «Дневник.ру» себе и одноклассникам, привела правоохранительную систему региона в неловкое положение и удерживает ее в этом состоянии вот уже более двух лет. В Новосибирске уже, пожалуй, не осталось влиятельного лица, не высказавшегося об абсурдности обвинения. Однако машина продолжает выполнять свою функцию.
Хроника одного дневника
Впервые история о молодом «взломщике» электронного журнала гимназии № 5 всколыхнула СМИ в 2017 году. Следователь отдела полиции № 10 «Советский» тогда установил, что весной 2016 года ученик помог с получением хороших отметок и одноклассникам, и себе. По версии следствия, парень раздобыл логин и пароль, добрался до электронного дневника и в течение месяца менял оценки в электронном документе. Исправления учителя заметили лишь осенью, уже в новом учебном году.
В ноябре 2017 года полиция направила уголовное дело бывшего ученика 11-го класса Владимира Жоглика в суд, но оно было возвращено прокурору. В январе этого года прокуратура Советского района утвердила новое обвинительное заключение. Теперь Владимир Жоглик — уже студент НГТУ — вынужден из-за процесса второй раз брать академический отпуск.
Все эти два с лишним года вокруг резонансного процесса много общественных обсуждений. Недавно тема оказалась в повестке дня заседания общественного совета при областном Министерстве образования.
ПОВОДОМ стала письменная просьба матери парня Лилии Жоглик. 25 января она отправила ее через сайт министерства. Женщина считает причиной абсурдного преследования несоответствие поведения руководителя образовательного учреждения этическим и моральным нормам и призывает обратить внимание на грубые нарушения прав учащихся со стороны руководства гимназии № 5, где вся история и произошла.
Лилия Жоглик утверждает, что исправлением оценок занималась целая группа старшеклассников, а сознался в содеянном только ее сын. Когда ситуация стала достоянием администрации школы, перед Лилией Жоглик был поставлен ультиматум: либо ее сын покидает гимназию, либо руководству школы придется обратиться в полицию. Мать вначале написала заявление, что забирает ребенка из учебного заведения, но на следующий день передумала. В ответ директор гимназии Татьяна Борисова написала другое заявление — в полицию.
«Прошу вас принять заявление администрации МБОУ «Гимназия № 5» и провести следственные действия по факту неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, который квалифицируется признаками преступления, предусмотренного ч. 1 и ч. 3 ст. 272 УК РФ, совершенного в ноябре 2016 года учеником 11-го класса», — обратилась 30 ноября 2016 г. директор гимназии Татьяна Борисова к Вадиму Еременко, в то время занимавшему пост начальника Новосибирского отдела полиции № 10 «Советский».
Береги пароль смолоду
Санкция 272 статьи УК «Неправомерный доступ к компьютерной информации», признаки которой педагог усмотрела в действиях Владимира Жоглика, подразумевает вилку наказаний от штрафа 200 тысяч рублей до лишения свободы до двух лет. Неужели тягость проступка соответствует таким перспективам? Директора гимназии на обсуждении не было, но, судя по документам, она настаивает на наказании злоумышленника по уголовной статье и на том, что гимназия является потерпевшей стороной.
На общественном совете цитировали материалы дела. Следователь выяснил, что администратором сети была учитель литературы Елена Вашкевич. Один из однокашников Владимира Жоглика запустил на ее компьютере программу, считывающую пароли. Потом информация пошла по рукам. Но «грифы секретности», считает член общественного совета Константин Антонов, знакомый с материалами дела, срывались и с паролей других учителей 5-й гимназии. Так, учитель истории Наталья Кудряшова в октябре 2016 года дала ученику задание и вышла из кабинета, оставив компьютер включенным. Гимназист тут же исправил свои оценки в электронном журнале.
«Все это наглядно показывает, что в гимназии отсутствовала управленческая система по информационной безопасности, — считает директор Новосибирского промышленно-энергетического колледжа Максим Затолокин. — В первую очередь виновата школа, потому что не смогла защитить электронные ресурсы. Здесь нет элементарной дисциплины у педагогов и учащихся. Доступ к компьютеру детям был свободен в любой момент времени».
В подтверждение этих слов на общественном совете было процитировано письмо администрации платформы «Дневник.ru», содержащееся в материалах дела. В нем говорится, что фактов взлома системы зафиксировано не было: «Полагаем, что имело место нарушение правил информационной безопасности со стороны работников образовательной организации».
В итоге общественники решили потребовать проверки директора гимназии № 5 Татьяны Борисовой на соответствие занимаемой должности.
Безумный дневник
Об этой безумной истории высказались уже все, кто мог. Мэр Анатолий Локоть за взломщика вступился на своей странице в «Фейсбуке»: «Я не понимаю, зачем администрация школы продолжает судебное преследование. Это мы и родители недосмотрели за подростком. Давайте будем направлять усилия на воспитание школьников вместо того, чтобы заниматься судебными тяжбами. Есть риск сломать парнишке жизнь. Думаю, он все уже осознал».
Неадекватным уголовное преследование Владимира Жоглика считает и уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Любовь Зябрева: «В детстве кто только из нас не исправлял оценки в дневниках? Мы тоже могли себе наставить оценок и прийти с ними к родителям». Детский омбудсмен рассказывает, что когда шла первая волна разбирательств, она обращалась к прокурору Новосибирской области (в то время этот пост занимал Владимир Фалилеев), и в результате «на какое-то время это все было приостановлено». Правда, Любовь Зябрева не согласна с тем, что история должна стать поводом проверок руководства гимназии. «Так махать направо-налево (убрали этого, сняли этого) нельзя. Это требует серьезной проработки и взвешенного решения», — говорит она. Да и вообще считает, что раз дело дошло до суда, она не имеет права вмешиваться.
С такой же позиции смотрит на дело и прокуратура. На итоговой пресс-конференции зампрокурора области Владислав Мандрыко сказал: «Следователь пришел к выводу, что в действиях Владимира Жоглика усматривается состав правонарушения, причем имеющего признак общественно опасного деяния. Надзирающий прокурор с этим согласился. Дальше выход один: рассматривать дело по существу. Обсуждать другие детали сейчас уже неуместно».
Увы, но, похоже, правовую машину уже действительно не остановить. Была возможность прекратить дело за истечением срока давности, но это, судя по всему, не устроило виновника торжества и его адвокатов: основания-то нереабилитирующие. Защита настаивает на невиновности подсудимого с последующей реабилитацией, но такую точку в деле имеет право поставить уже только суд.
Элла СЕМЕНОВА, «Новая Сибирь»