Если бы область выделила фонду защиты участников долевого строительства 5 млрд рублей, проблема обманутых дольщиков была бы решена.
Президент России Владимир Путин поставил задачу к 2024 году полностью решить проблемы обманутых дольщиков. Для этой цели регионам выделяются деньги. Но не просто так, а на условиях софинансирования: 78 процентов из федерального бюджета, 22 процента — из регионального. При этом регион сам решает, в какую сумму впишутся его 22 процента.
Чтобы получать эти деньги и распоряжаться ими, нужен «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства». В Новосибирске его создали в октябре 2019 года. На заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, состоявшемся 8 апреля, директор фонда Дмитрий Богомолов отчитался о первом годе работы.
Счастливая семерка
В минувшем году на софинансирование проекта по достройке долгостроев в региональном бюджете изначально предусматривалось 289 миллионов рублей. Потом добавили, и в результате получилось 308. Это те самые региональные 22 процента. Общий объем полученных средств, с учетом федеральных, — 1,4 миллиарда рублей.
Эта сумма позволила сформировать список объектов, которые будут достраивать в первую очередь. В октябре определились с первой четверкой. Это дома № 12 и № 13 в микрорайоне Закаменском, дом в Краснообске и дом в Оби. В ноябре к ним добавились еще три дома: № 11 в Закаменском и два дома на Вилюйской — № 5 и № 6. Такая вот счастливая семерка получается.
В целом это позволит восстановить права 1312 обманутых дольщиков — читай 1312 семей. Если взять в расчет весь прошлогодний бюджет фонда, получается в среднем чуть больше миллиона на одного дольщика. Правда, это в среднем, потому что там дома разной степени готовности: где-то и 80 процентов, а где-то всего 15.
В этом году фонд планирует добавить к своей счастливой семерке еще четыре дома.
Дяденька, дай пять миллиардов
Доклад Дмитрия Богомолова вызвал неизбежный вопрос: а сколько у нас вообще обманутых дольщиков и какова общая цена вопроса? Его задал председатель комитета Александр Морозов. Оказалось, что обманутых дольщиков у нас более 5,5 тысячи, а на полное решение их проблем нужно около 30 миллиардов рублей.
И это при том, что на софинансирование регионального Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства в 2021 году в региональном бюджете заложено 200 миллионов рублей, в 2022 году — столько же. Произведя элементарные математические действия, получаем 1,8 миллиарда рублей из всех бюджетов за два года. Меньше, чем в одном 2020-м.
Депутат Никита Галитаров резонно поинтересовался: «А при таких темпах вы успеете?» На его вопрос совместно отвечали Дмитрий Богомолов и министр строительства Новосибирской области Иван Шмидт: помимо механизма софинансирования есть и другие механизмы. Например, МИПы (масштабные инвестиционные проекты). Это когда в обмен на достройку проблемного объекта застройщик получает без конкурса участок для строительства жилья.
Дмитрий Богомолов откровенно заявляет: «Если область даст миллиард рублей в год, федеральное финансирование будет больше». Считаем. Три миллиарда за три года как 22 процента — это 13,6 миллиарда. Уже весьма существенно. «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?» Областной бюджет — это около 200 миллиардов рублей. Миллиард из них — дольщикам? Министр строительства Иван Шмидт еще более категоричен: «Мы — оптимисты. Пять миллиардов рублей из областного бюджета надо, чтобы разово закрыть эту проблему. Без федералов нам ее не решить».
Депутаты не очень согласны с такой постановкой вопроса. Зампред комитета по строительству Евгений Покровский задается вопросом: «Откуда берутся нерадивые застройщики? Кто давал разрешения? Это ошибки, совершенные кем-то. Доколе мы из бюджета будем их оплачивать?» Депутат Дмитрий Козловский резюмирует: «Пока в бюджете таких денег нет». И добавляет: «Наша политическая задача — убеждать губернатора добавлять их в этот фонд».
Первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панферов заявил: «На фонде по защите дольщиков лежит большая репутационная нагрузка. Иван Иванович, говорите, какие проблемы, рассказывайте о них на комитете. Нужно регулярно это обсуждать, чтобы понимать, где мы находимся».
Черный список не вписывается
Весьма эмоционально депутаты обсудили и работу ГКУ «Управление капитального строительства Новосибирской области». Основные вопросы к его директору Владимиру Мурзину касались недобросовестных застройщиков.
Руководитель УКС убежден, что наказывать их — совсем неблагодарная работа. В качестве примера он привел компанию, которая строит (строила) детский сад в селе Марусино. Подрядчик нарушил все возможные строительные нормы и правила. Ему об этом заявляли с января прошлого года. В октябре в одностороннем порядке разорвали договор. Теперь он судится с областным правительством.
Но он такой не один. У областного правительства в прошлом году были претензии как минимум к восьми еще таким же.
Депутаты не в первый раз подняли вопрос создания собственного, регионального «черного списка» подрядчиков, которые манкируют своими обязанностями. И не в первый же раз услышали, что это противоречит закону.
Напомним, в марте на строительном комитете заксобрания задача поиска новых форм борьбы с недобросовестными победителями конкурсов на возведение социальных объектов уже поднималась. Видимо, конкретные предложения появятся в ближайшее время.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Дольщиков из «Новомарусино» власти обнадёжили, но они продолжают голодовку