Мэр Новосибирска Анатолий Локоть опять оказался в списке кандидатов на пост председателя ЦК КПРФ вместо Геннадия Зюганова.
Потенциальных преемников возрастного лидера КПРФ назвал авторский коллектив доклада «Левая повестка – 2022 в России и мире: вызовы, возможности, новые лидеры». Коллектив, надо сказать, вполне авторитетный: президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков, директор Института глобализации и социальных движений* Борис Кагарлицкий, профессор РАНХиГС Сергей Серебренников и директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. Свой доклад они презентовали в московском пресс-центре ТАСС.
В новом списке – шесть политиков-коммунистов из разных уголков страны. Помимо Анатолия Локтя названы губернатор Ульяновской области Алексей Русских, губернатор Орловской области Андрей Клычков, депутаты Государственной думы Юрий Афонин, Денис Парфенов и Сергей Шаргунов.
Интересно, что Алексей Русских и Андрей Клычков в тексте самого доклада вообще не упомянуты – они появляются только на слайде во время презентации. При этом Олег Бондаренко, перечисляя кандидатов в преемники, почему-то забыл Юрия Афонина.
Впрочем, о первом заместителе Зюганова по партии в самом докладе, все же, упомянули. Написали, что его лидерские перспективы достаточно оптимистичны, «однако он вызывает у многих коммунистов отторжение как слишком системный и консервативный политик».
Что касается писателя Сергея Шаргунова и Дениса Парфенова, то они названы компромиссными фигурами, которые «становятся новыми – симпатичными – медийными лицами КПРФ и имеют связи в провластном и оппозиционном лагере».
Иное дело – Анатолий Локоть. Его Олег Бондаренко назвал уверенным и убежденным коммунистом, занимающим конструктивную позицию. К тому же он не дискредитировал себя отношениями с несистемной жесткой оппозицией.
В докладе Локтю посвящено сразу несколько абзацев. Хотя он, по мнению авторов, остается на уровне политического лидера регионального масштаба, политическое будущее первого секретаря Новосибирского обкома КПРФ, члена президиума ЦК КПРФ представляется им стабильным: «С одной стороны, его консолидировано поддерживают практически все наличные оппозиционные силы, достаточно влиятельные в силу фрондерской специфики этого региона. Однако, в то же время, Локоть старается оставаться системным политиком, а радикальная риторика не мешает ему продуктивно контактировать с властью».
Вспоминают и о том, что во время переизбрания на пост мэра в апреле 2019 года Локтя поддержали губернатор Новосибирской области от «Единой России» Андрей Травников и спикер законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив: «Это стало возможно вследствие закулисной сделки, согласно которой КПРФ не стала выдвигать своего кандидата на губернаторских выборах Новосибирской области в обмен на поддержку со стороны «Единой России», которую получил на мэрский выборах Анатолий Локоть».
Тут уместно уточнить, что сами авторы доклада признаются: описываемая ими ситуация зафиксирована по состоянию на май 2022 года. То есть еще до серии резких заявлений Андрея Травникова в адрес руководства областного центра. Тем не менее Бондаренко резюмировал: «На данный момент Локоть сравнительно неплохо справляется с обязанностями мэра. Насколько актуально его возвращение в федеральную повестку, поживем – увидим. Но то, что он будет востребован в руководстве КПРФ, это совершенно очевидно. И дальше, может быть, даже можно говорить, что он входит в список актуальных преемников Геннадия Андреевича Зюганова».
Интересно, что две фамилии из нового списка встречаются в докладе впервые. Это Денис Парфенов и губернатор Ульяновской области Алексей Русских. Раньше о них, как о преемниках, публично не говорили.
В 2021 году сам Геннадий Зюганов в интервью Тине Канделаки на вопрос о том, планирует ли он выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 2024 года, ответил, что в партии есть и другие перспективные политики. В их числе он назвал Анатолия Локтя, депутатов Госдумы Леонида Калашникова, Дмитрия Новикова, Юрия Афонина. Тогда же в топ КПРФ впервые попал губернатор Орловской области Андрей Клычков,
В 2019 году фонд «Петербургская политика» вместе с Локтем назвал возможным преемником Зюганова губернатора Иркутской области Сергея Левченко и главу Хакасии Валентина Коновалова, которые сейчас в списках кандидатов не значатся. Но тогда впервые в список попал Сергей Шаргунов, и в последний раз в нем засветился экс-кандидат в президенты России Павел Грудинин. В 2017 году осведомленный источник «Новой газеты» назвал вероятными преемниками Зюганова губернатора Иркутской области Сергея Левченко, мэра Новосибирска Анатолия Локтя и депутата Юрия Афонина. А в 2015-м вместе с программой вывода России из экономического кризиса и политического застоя на небосклоне нарисовался Валерий Рашкин, заместитель Зюганова, и журналисты заметили, что это вполне себе конкурент вождю. Рашкин с тех пор то возникал, то исчезал из списков претендентов, но теперь, когда он стал признанным судом лосеубийцей, его шансы опустились ниже нуля.
В 2012 году Геннадий Зюганов, выступая на интернет-телеканале Russia.ru, назвал ряд фамилий, которые, по его словам, могли бы претендовать на ведущую роль в партии. В списке были Сергей Решульский, Анатолий Локоть, Иван Мельников, Казбек Тайсаев, Владимир Кашин, Владимир Никитин, Дмитрий Новиков и Юрий Афонин. Как видим, пересечений со списком 2022 здесь всего два – Анатолий Локоть и Юрий Афонин. Тогда, десять лет назад, оба были депутатами Госдумы, оба имели важные партийные посты — Анатолий Локоть был первым секретарем Новосибирского обкома КПРФ, Юрий Афонин – первым секретарем Ленинского коммунистического союза молодежи РФ.
Сейчас Геннадию Зюганову 78 лет, Анатолию Локтю – 63, Юрию Афонину – 45. Получается как в британской королевской семье, где Геннадий Зюганов – Елизваета II, Анатолий Локоть – ее сын принц Чарльз, а Юрий Афонин – внук королевы и принц Уильям. Чарльз все никак не дождется, когда мама отречется от трона в его пользу, а у Уильяма еще целая жизнь впереди.
*включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Между Томском и Омском: Куда уходят баллы из рейтинга Анатолия Локтя?