На выборах президента России неразрешенной осталась только одна интрига. И она не касается доли голосов, которую получит кто-либо из кандидатов. 

СУДЯ по тому, как неактивно кандидаты в президенты посещали регионы, основная борьба между ними развернулась в Москве. Новосибирск посетили только четверо из восьми — Ксения Собчак, Павел Грудинин, Борис Титов и Владимир Путин. Последнего, кстати, даже можно из этого списка вычеркнуть, поскольку он приезжал не как кандидат, а с рабочей поездкой.

Можно было бы обидеться, но мы понимаем, что каждый выбирает наиболее эффективный способ общения с избирателями, поэтому просто проанализируем, кто как провел свою кампанию.

Павел Грудинин

На этот раз КПРФ решила изменить традиции и не выдвигать Геннадия Зюганова кандидатом от партии. В последний раз партия отклонялась от традиции в 2004 году, когда выдвинула кандидатом новосибирского агрария Николая Харитонова, набравшего около 14 процентов голосов. После этого решили не экспериментировать, и Зюганов набирал свои 13-17 процентов.

Выдвижение «директора совхоза» Павла Грудинина стало для многих неожиданностью. Действительно, как можно было выдвинуть кандидатом человека, который еще несколько лет назад состоял в другой партии? Кроме того, непрерывно обновляющаяся информация о зарубежных счетах Грудинина, о недвижимости в Испании и Латвии никак не прибавила популярности кандидату. Вероятно, именно поэтому, вступив в предвыборную гонку с семью процентами поддержки, Павел Грудинин с таким же результатом ее и заканчивает. Эти семь процентов — ядерный электорат КПРФ, люди, которые проголосуют за кандидата с красной биркой, несмотря ни на какие разумные доводы.

Интересно, что во время визита Павла Грудинина в Новосибирск мэр города, коммунист Анатолий Локоть, от гостя дистанцировался — только опубликовал скромное совместное фото в фейсбуке. Не стал Локоть выступать и на митинге в поддержку Грудинина, который прошел несколько дней спустя. В общем, первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ Анатолий Локоть явно не хочет, чтобы его имя ассоциировалось с таким сомнительным персонажем, как Павел Грудинин. В конце концов, Грудинины приходят и уходят, а партия пока остается.

Многие обращают внимание на то, что недостоверность, если не сказать жестче, вообще отличительная черта сведений, предоставляемых КПРФ в рамках нынешней предвыборной кампании. «Совхоз имени Ленина», которым руководит Грудинин, — и не народное предприятие вовсе, а ЗАО, которым владеют Грудинин и члены его семьи. Основной доход это ЗАО получает не от выращивания разрекламированной земляники, а от сдачи в аренду востребованных подмосковных земель «совхоза».

Максим Сурайкин

«Младокоммунист» Максим Сурайкин, выдвинутый партией «Коммунисты России», — постоянная головная боль КПРФ. Много голосов «Коммунисты России» никогда не набирают — трудно припомнить, когда было больше одного процента. Но при этом они больно кусают своих идейных «однофамильцев», постоянно обвиняя их в оппортунизме. Межкоммунистическая конфронтация дошла до того, что КПРФ обратилась в суд, требуя запретить «Коммунистам России» использовать в названии партии слово «коммунисты». В общем, «приехали» — КПРФ решила «приватизировать» коммунизм.

Что касается самого Сурайкина, то этого владельца 12 компаний с 52 миллионами рублей на счетах тоже трудно назвать малообеспеченным борцом за права трудящихся. Хотя, конечно, не сравнить с миллиардером Павлом Грудининым.

Сергей Бабурин

При всей импозантности и местами даже убедительности Сергею Николаевичу не хватает харизмы. Выглядит кандидат так, что про него так и хочется сказать: «Мы все вас знаем, но вы нам как кандидат в президенты скучны. Возможно, распить с вами бутылочку хорошего коньяка в хорошей компании было бы интересно и даже приятно, но не голосовать же за вас».

Бабурин, с одной стороны, — человек вчерашнего, а то и, пожалуй, позавчерашнего дня. Хотя и ветеран российской политики. Президентские выборы для него в новинку, и на теледебатах он смотрится весьма бледно, особенно на фоне такого патриарха, как Владимир Жириновский, или молодой и агрессивной Ксении Собчак.

Владимир Жириновский

Если бы этого персонажа не было в российской политике, его стоило бы придумать. Как-то дополнительно характеризовать Жириновского не имеет смысла — он известен каждому россиянину. 20 лет его присутствия на российской политической арене позволяют говорить о нем как о самом профессиональном отечественном политике. Он, конечно, понимает, что выборы не выиграет (как это понимают все, даже его избиратели), но свой маленький гешефт сделает. Тем более что на этот раз у него есть реальный шанс подняться в рейтинге.

Жириновский всегда занимал на президентских выборах третье-пятое место. Но с таким кандидатом от КПРФ, как Павел Грудинин, можно побороться и за второе место. Ведь очевидно, что при всей прагматичности, если не сказать меркантильности Жириновского, его образ где-то в подсознании рядового избирателя романтически ассоциируется с воспоминаниями об успехе 1993 года, когда за ЛДПР проголосовали 23 процента избирателей на выборах в первую Государственную Думу.

Сам Жириновский, конечно, понимает, что такой успех никогда не повторится. Он понимает и то, что за 20 лет сформировал не только ядро своих преданных сторонников, но и заработал один самых высоких антирейтингов. В этом отношении он уступает только Ксении Собчак.

Ксения Собчак

Бывшая ведущая «Дома-2» решила сыграть по-взрослому. И если бы не ее репутация и взгляды, которые не разделяются большинством избирателей, она могла бы рассчитывать на более-менее заметный результат. Свидетельство тому — вполне профессиональная избирательная кампания и поведение на теледебатах. Не будем сейчас вспоминать про стакан воды, вылитый на Жириновского, — тут она ничего не выиграла, хотя и не потеряла. Посмотрите объективно, как она выступает на теледебатах. Со всех сторон на нее нападают оппоненты, но она, как танк, прет вперед, не давая себя сбить какими-то выпадами, репликами и замечаниями. Сказывается опыт ведущей ток-шоу.

Собчак совсем недавно преодолела конституционный возраст, позволяющий ей баллотироваться в президенты, — 35 лет. Как говорил шеф гестапо Мюллер в фильме «Семнадцать мгновений весны»: «70 лет — возраст расцвета для политика». Так что у Ксении Анатольевны есть еще 35 лет, чтобы расцвести. Возможно, тогда у прабабушки российской политики появятся какие-то шансы. Пока же — не ее время.

Григорий Явлинский

Еще один патриарх российской политики. Человек, который всегда говорит умные, хотя зачастую спорные вещи, но никогда ничего не делает. Смена имиджа на последних выборах ограничилась отращиванием бороды. Для кого-то это повысило импозантность кандидата, для кого-то — степень его унылости. Вообще, унылость и усталость — главные характеристики Явлинского. Больше тут добавить нечего.

Борис Титов

Еще один умненький парень. Но как же далек он от народа! Когда на теледебатах у Соловьева Титов начал рассуждать о блокчейнах и квантовых компьютерах, не выдержала даже Собчак. Какие блокчейны? У нас что, других проблем мало?

В Новосибирске Борис Титов высказал мысль о том, что наш Технопарк мог бы стать конкурентом для Сколково. Хорошая мысль? Возможно. Но как-то не очень масштабно для кандидата в президенты.

Владимир Путин

Традиционно сложилось, что действующий президент в России не уходит в предвыборный отпуск и не принимает участия в теледебатах. Да и то: какой резон Путину выслушивать все, что о нем думают Сурайкин или Бабурин? Понятно же, что фигура такого масштаба стала бы на теледебатах основной мишенью для всех других кандидатов. Так что лучше уж заниматься текущими делами, а заодно — вести предвыборную кампанию. Путин и без дебатов знает, что его поддерживают люди из самых разных слоев общества.

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

p.s. После нынешней предвыборной кампании осталась только одна интрига: какой будет явка? И сегодня от каждого из нас зависит, как она разрешится.

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.