Новосибирское поликлиническое ГЧП становится «концессионной ипотекой»

0
3323

Депутаты считают завышенной смету на строительство семи новосибирских поликлиник, а слепое ей следование – преступлением.

Сигналы о том, что проект по созданию семи поликлиник в рамках ГЧП разворачивается в серьезный скандал, слышны давно. После выездного заседания комитета Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения, где депутаты решили пригласить для пояснений региональных министров, это стало совсем очевидно. 8 сентября министры пришли, и встреча показала: по степени скандальности поликлиническое партнерство будет конкурировать с такими проектами, как мусорная концессия или строительство четвертого моста.

Поликлиника №27, Заельцовский район Визуализация группы «ВИС».

На выездном вопросов по ГЧП было слишком много. Депутаты проехали два объекта – поликлинику и инфекционный центр — и на каждом спрашивали о сроках сдачи.

Проект по строительству в Новосибирске семи объектов первичной медико-санитарной помощи, который реализуется в рамках государственно-частного партнерства с «Седьмой концессионной компанией» (входит в группу «ВИС»), был подписан в феврале 2019 года. Всего он продлится 10,5 лет: за это время, разумеется, регион должен не только получить поликлиники общей мощностью 6467 посещений в смену, но и выплатить их стоимость плюс вознаграждение частному партнеру.

По соглашению о ГЧП поликлиники должны были заработать до конца 2022 года, а теперь говорят, что не совсем: две из семи планируется сдать в первом полугодии 2023 года, остальные четыре – в первом квартале 2024-го. Причем это будет только строительная сдача, после которой потребуется еще квартал на запуск медучреждений.

Но депутаты посчитали, что и эти сроки слишком оптимистичны. Им показали стройплощадку в Заельцовском районе – на ней появится консультативно-диагностическая поликлиника №27 на 658 посещений в смену или почти 30 тыс. жителей в год. Пока готовность объекта оценивается в 35 процентов, а к концу 2023-го будет все сто, говорили депутатам. «Не верим», — практически хором отвечал комитет.

Собственно, отсюда и вопросы. Когда генеральный директор ООО «Седьмая концессионная компания» Сергей Парсаданян, честно старавшийся успокоить представителей власти, вытащил последних козырей о сложности объектов, затянувшемся проектировании и о том, что «было много вопросов по сетям, много изменений по начинке, по требованиям», председатель комитета Игорь Гришунин не выдержал. «Думаю, что будет правильнее, если на эти вопросы будут отвечать профильные министры», — заключил он.

Отвечать пришли министр экономического развития Лев Решетников, министр строительства Алексей Колмаков и министр здравоохранения Константин Хальзов. С ними депутаты тоже поговорили о сроках, однако самое интересное началось, когда Лев Решетников доложил по депутатскому запросу о том, какими будут платежи бюджета.

На примере инфекционной больницы ответ выглядел так: ее стоимость с НДС составляет теперь 13,5 млрд рублей, а заплатить придется 16,5 млрд. По семи поликлиникам стоимость получится 19,5 млрд рублей, а возмещение составит более 27 млрд. Это если сохранятся сроки, предусмотренные соглашением. Но, говорит министр, из-за затянувшегося проектирования планируется пролонгация, а это увеличит общую стоимость кредита. Снизить ее помогут инфраструктурные бюджетные кредиты, которые выдаются решением федерального центра в случае выполнения регионом жестких критериев.

Интересно, что, несмотря на свои большие бюджетные обязательства, сам регион подписи на сметах не ставит – таковы порядки ГЧП. В этом, отвечая на вопрос депутатов, признался Алексей Колмаков.

Вячеслав Илюхин. Фото zsnso.ru.

«У нас сейчас в Краснообске строится поликлиника на 750 мест, которая стоит 1 млрд 80 млн рублей. Почему стоимость строительно-монтажных работ на ней в сравнении с поликлиникой №16 ниже более чем в два раза?» – задал вопрос Вячеслав Илюхин. Он уточнил: дело не в разном оснащении. Комплектация самых современных поликлиник Москвы стоит 310 млн рублей. Даже если, не разбираясь, добавить эту сумму к стоимости краснообского объекта, а потом умножить на семь, получится меньше, чем 19 млрд.

«Это беспредел! С пересчетом срока эксплуатации стоимость одной поликлиники получится 4100 против 1400 млн. Вы как это назовете, кроме как государственное преступление? – возмущался депутат. – Сейчас с помощью мусорной концессии группа компаний «ВИС» уже год загоняет Новосибирскую область в рабство. Мы все с вами станем соучастниками преступления, если позволим делать это и дальше».

Эмоциональные расчеты депутата сверил с фактическими данными руководитель областного учреждения «Государственная вневедомственная экспертиза» Алексей Свинарчук, но это не успокоило. При идентичности строительных коробок у заельцовской и краснообской поликлиник большая разница в фундаментах, но все равно: первая по пересчету обойдется в 3 млрд 443 млн рублей, вторая — в 1 млрд 696 млн.

«Инфекционная больница обойдется в 16,5 млрд на 504 койко-места. Нужна ли нам такая дорогая больница, пускай и самая лучшая в России?» — добавил масла в огонь Дмитрий Козловский.

Вице-спикер заксобрания Ирина Диденко резюмировала: пока ни одной из семи «концессионных» поликлиник не существует, а при нынешних темпах строительства они и появятся не раньше, чем лет через семь. Но при таких раскладах еще и не понятно – ждать этого дня или нет.

«Нужна ли нам эта концессионная «ипотека»? Концессионер будет получать за поликлиники не менее 4,5 миллиардов в год, а еще и за инфекционную больницу – это вообще девять миллиардов. Я не уверена, что у нас вообще есть такие бюджетные возможности», – призналась вице-спикер.

В общем, дискуссия зашла в сферу финансовых обязательств бюджета, а в таких случаях, как показывает новейшая история, в заксобрании быстро вырабатывают единую позицию, а потом долго ее отстаивают. Так было, например, с концессией по мосту: именно по инициативе областных депутатов произошло существенное снижение ее стоимости. Председатель заксобрания Андрей Шимкив не раз говорил, что та «смета с люфтом в десятки миллиардов» останется у него в памяти на всю жизнь, а после того, как он с ней познакомился, у него вообще появилось «тяжелое отношение к этим концессиям».

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

В Новосибирске решили обанкротить застройщика ЖК «Нарымский квартал»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.