От выборов мэра Новосибирска осталась чистая формальность

0
2849

Публичные слушания по вопросу об отмене прямых выборов мэра Новосибирска – это последний ритуал для последних избирателей.

11 апреля состоятся публичные слушания о внесении изменений в Устав Новосибирска. Депутаты и простые избиратели обсудят отмену прямых выборов мэра Новосибирска в большом зале мэрии, исполнив необходимую часть ритуала прощания с процедурой, которая в последнее время уже и так беспокоила лишь каждого пятого взрослого горожанина. Однако сражаться пока есть за что, вот только мало кому это нужно.

Фото Евгения Иванова, newsib.net.

Сам по себе вопрос уже решен. Сначала его решила для себя часть избирателей, собравшихся в Общественную палату Новосибирской области. Потом их поддержало заксобрание, изменив соответствующий региональный закон. Теперь городские депутаты должны внести изменения в Устав Новосибирска, чтобы привести его в соответствие.

У кого-то может возникнуть вопрос: а зачем вообще проводить слушания, если приведение в соответствие с законодательством более высокого уровня – всего лишь формальность? Так-то оно так, но изменение Устава города – «городской конституции»! — слишком серьезная вещь. И перед тем, как формально его изменить, закон требует проведения публичных слушаний, пусть тоже формальных.

Что могут поправить слушания? Депутат горсовета Светлана Каверзина в своем еженедельном стриме поехидничала: «Как будет звучать – мэр или сити-менеджер – вот и все, что мы сможем сделать».

Однако депутат сильно упрощает. На самом деле можно сделать еще кое-что. Например, забросить идею о том, каким именно количеством депутаты будут мэра избирать. В областном законе говорится, что «глава муниципального образования Новосибирской области, наделенного статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа, избирается соответствующим представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию». Обратите внимание: просто «избирается соответствующим представительным органом». А как именно – не сказано.

11 апреля, когда в Новосибирске пройдут публичные слушания, в Томске депутаты как раз будут избирать мэра. Там прямые выборы отменили в конце прошлого года, и этот шаг соседей стал триггером для запуска аналогичного процесса в Новосибирске. Так вот, томского мэра депутаты выбирают квалифицированным большинством, то есть двумя третями от списочного состава. Такой же порядок избрания мэра установлен, например, в Иркутске, Волгограде и многих других городах.

Но есть и другие варианты. Например, в Сургуте и Волжском попробовали мэра избирать двумя третями, но потом отказались и перешли на простое большинство. В практике других городов встречаются и обратные переходы от простого большинства к квалифицированному.

О квалифицированном большинстве при голосовании за мэра Новосибирска заговорили и у нас. Правда, пока в контексте голосования за саму отмену прямых выборов. Дело в том, что для изменения Устава города нужно не только провести формальные публичные слушания, но и на сессии проголосовать двумя третями списочного состава Совета депутатов.

В Новосибирске он состоит из 50 человек. Квалифицированное большинство – 34. У «Единой России» — 28 голосов, и она готова всеми своими руками проголосовать «за», но для решения их не хватит. Фракция ЛДПР, традиционный соратник партии власти, в горсовете распалась из-за недостаточной численности – для формирования депутатского объединения нужно пять человек, а их там осталось только четверо. Но если считать с ними, пока набирается только 32 голоса. Опять маловато будет.

«Великолепная семерка» коммунистов точно будет против, а вот с оставшимися независимыми пока окончательной ясности нет. Председатель горсовета Дмитрий Асанцев отмечает, что позиции депутатов на настоящий момент ему уже понятны, и, по его ощущениям, 34 голоса вопрос наберет. А если нет, в дело вмешается городская прокуратура, которая обратится в суд из-за неисполнения горсоветом областного законодательства. Асанцев отмечает: «Мы, по сути, обязаны выполнить закон Новосибирской области. Если мы не проголосуем, нас принудят это сделать через суд. Тогда будет некая затяжка по времени, но самое позднее на сентябрьской сессии мы это сделаем».

Однако общий запал, с которым общественность и политики Новосибирска принимают отмену прямых выборов, настолько вял, что даже столь оптимистичный пессимистичный сценарий маловероятен. Все, скорее всего, решится махом. Если бы у новосибирцев болела душа о праве голосовать за кандидатуру градоначальника, они уж нашли бы возможность сообщить об этом. И депутаты, которым была бы важна их лояльность, возможно, увидели бы причину повоевать.

Но нет таких людей, а значит, – нет и причины.

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Сказка о многоголовой оппозиции и сыне ее — едином кандидате

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.