Встречу с малым бизнесом врио губернатора провел на территории международной компании, выросшей из новосибирского стартапа. 

СЕРИЯ встреч врио губернатора Андрея Травникова с представителями новосибирского бизнеса на минувшей неделе продолжилась в офисе и конференц-зале компании «2ГИС». В рабочем пространстве главу региона познакомили с актуальной жизнью предприятия, выросшего в Новосибирске из небольшого стартапа до международного технологического проекта. После экскурсии Андрей Травников отвечал на вопросы предпринимателей и представителей бизнес-объединений Новосибирской области.

Компания «2ГИС» — не просто один из успешных бизнес-проектов, созданных в области. Для новосибирцев это визитная карточка региона. Привычка пользоваться интерактивными картами — черта, благодаря которой сибиряк сибиряка узнает издалека. А в последние годы сервис рос не только вширь, осваивая новые города и страны, но и вглубь. По совместному с правительством Новосибирской области проекту, 486 городов и сел имеют в справочнике «2ГИС» собственную подробную карту. До недавнего времени на публичных картографических ресурсах о них не было практически никакой информации.

Сегодня сервис, начавшийся с локальной электронной карты, входит в ТОП-20 самых дорогих компаний Рунета, по версии Forbes, и объединяет более 36 млн пользователей. Компания признана успешной и как площадка для подготовки управленцев нового формата. В том числе и поэтому встречу с представителями новосибирского малого и среднего бизнеса врио губернатора провел здесь.

Во вступлении Андрей Травников отметил, что для Новосибирской области малый и средний бизнес — основа экономики. «Конечно, пока такие предприятия не стали основными налогоплательщиками, но они являются основными работодателями и самыми основными вкладчиками в объем регионального продукта — это подтверждает статистика», — сказал он.

Врио губернатора отметил, что малое предпринимательство, как, например,  и сельское хозяйство, — требует поддержки со стороны государства. Власть стремится повышать привлекательность этой сферы для молодежи, заинтересована в росте малого бизнеса, в выходе его на новые уровни развития и поэтому готова разрабатывать, совершенствовать, создавать новые меры его поддержки. Но — с оговоркой: «Мы, во-первых, не можем себе позволить, а во-вторых — не намерены превращать это все в какой-то вечный инкубатор и постоянную оранжерею. Бизнес — он на то и бизнес, чтобы с определенного момента самостоятельно  выживать и принимать решения о развитии».

С этими словами глава региона перешел от вступления к делу: диалогу, ответам на вопросы типа «что нужно сделать в Новосибирской области, чтобы здесь лучше работалось?»

Предпринимательское сообщество с правилами согласилось и тоже начало с самого насущного: налогового климата. Президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров Юлия Золотовская считает, что в Новосибирской области «не сильна лояльная налоговая политика» — хуже, чем в Томской или Омской областях. Но Андрей Травников возразил с ходу: «Если мы сейчас соберем такую же аудиторию в Томске или Омске и постараемся пообсуждать эту тему, я услышу то же самое: что вот, в Новосибирске... Я просто это уже проходил».

Глава региона согласился обратить внимание на сложившуюся в области практику использования возможностей Налогового кодекса для создания комфортной для предпринимателей среды, но уже сейчас предполагает, что она формировалась на базе трех основных принципов.

Первый — бюджетная эффективность. Предоставляя льготу, областная власть должна понимать, что это делается для того, чтобы какая-то отрасль или направление получили новую возможность для развития, и через определенное время — год, три, пять — консолидированный бюджет будет фактически возвращать эту льготу через налогооблагаемую базу.

Второй принцип — необходимость стимулирования или поддержки отдельных отраслей. В этом ключе глава региона смотрит на поддержку сельского хозяйства, которая всегда субсидировалась и будет субсидироваться государством, — по крайней мере, в нашей     климатической зоне. Или отрасль IT-технологий: это направление стратегическое, регион делает на него особую ставку.

И третий принцип — социальная целесообразность. Если предприниматель начинает разрабатывать бизнес, имеющий социальное значение для людей, то его инициативы тоже должны пользоваться поддержкой.

«Если какое-то направление не укладывается в эти три подхода, то я задаю вопрос: а зачем нам это нужно поддерживать?» — подытожил Андрей Травников.

Предприниматели задали вопрос о позиции Андрея Травникова по поводу практики применения соседними регионами более льготных, чем в Новосибирской области, налоговых ставок. Например, с января в Алтайском крае на упрощенной системе налогообложения предприниматели, занимающиеся некоторыми видами деятельности, стали платить вдвое меньше, чем предусматривает общефедеральная шкала (3 процента вместо 6 процентов при налогообложении с оборота и 7,5 процента при обложении разницы между доходами и расходами). В 25 регионах России введены особые льготы по налогу на движимое имущество.

«А вот то, что некоторые ставки у нас выше, чем у соседей, — это как-то влияет на темпы развития бизнеса или его количество? Я этого по статистике не вижу, — ответил врио губернатора. — Вообще для бизнеса, за исключением редких ситуаций, это не самый принципиальный критерий при выборе места, где вести бизнес. Да, мы приняли решение о сохранении 15-процентной ставки и не собираемся гнаться за Алтайским краем. И не видим рисков, что предприниматели будут массово туда мигрировать».

Принимая решение о сокращении ставки, считает Андрей Травников, регион вынужден компенсировать выпадающие доходы другими мерами, вынужден сокращать расходы. «Мы расходы сокращать не хотим, у нас есть масса задач, которые надо решать. Не нужно забывать, что из регионального бюджета мы выделяем средства в том числе и на поддержку различных видов бизнеса. В том числе и из этих поступлений».

Однако на оценке ситуации с налогом на движимое имущество глава региона решил остановиться подробнее. Напомним, осенью прошлого года по нему закончились федеральные каникулы, в результате чего новое имущество компаний стало облагаться налогом в размере 2,2 процента от стоимости (на 2018 год — 1,1 процента). Право устанавливать меньшее обременение закон оставил за регионами, и 25 из них в той или иной степени этим воспользовались.

«Я признаю, что и для бизнеса, и для власти это решение было не совсем удобно. Но мы вынуждены были сохранить ставку в этом размере, потому что исходя из него сформирован бюджет на 2018 год. Мы не можем позволить себе ввести льготу, потому что тогда возникнет дыра, и нам придется ее чем-то закрывать, — сказал глава региона. — А вот на 2019-й год, не исключено, будет компромиссное решение. Безусловно, будем обсуждать это с бизнес-сообществом».

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено пресс-службой правительства НСО

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.